Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

26 МАРТА 2014 г.

Николай Петров, политолог:

Ни к чему конкретному резолюция не приведёт, потому что все общие документы Генассамблеи ООН не имеют юридической силы, в отличие от решений Совбеза, они только создают некий фон. Украинской власти сейчас важно продемонстрировать поддержку своей позиции со стороны международного сообщества, но кроме демонстрации такой поддержки и того, что Россия находится в подавляющем меньшинстве по вопросу референдума в Крыму, никакого прямого действия этот документ иметь не будет.

К этому конфликту вообще никто не был готов, и Кремль свои решения тоже принимал спонтанно, хотя задним числом очевидно, что этот сценарий прорабатывался, но, скорее всего, и в России он не был основным. Решения принимались ситуативно, мы видели, как изменялись планы, как сдвигался референдум, менялись вопросы, рассматривалась идея независимого Крыма, а не присоединения его к России. Было очень много ситуативных решений, но всё-таки сценарий такого рода разрабатывался и готовился месяцами.

Беда ещё в том, что Кремль вряд ли готов удовлетвориться Крымом. По сути дела сейчас идёт борьба за контроль над Украиной, киевским правительством, и цель Москвы состоит в том, чтобы получить «пакет акций», позволяющий каким-то образом серьёзно влиять на решения украинского правительства, в том числе блокируя решения о движении в сторону Европы и НАТО, которые воспринимаются российскими властями как нежелательные. А если к этому предпосылок не окажется, то можно будет попытаться устроить так, чтобы под лозунгами «федерализации» Западная Украина шла в Европу, а Восточная в том или ином виде контролировалась бы Россией.

Точка невозврата в отношениях между Россией и Украиной уже пройдена, то, что было сделано, повлечёт за собой очень серьёзные последствия, другое дело, что эти последствия не моментальные. Запад реагировать моментально не может, и те решения, которые он принимает, будут реализовываться на протяжении целого ряда лет. Но вообще сейчас само существование независимого украинского государства в его нынешних границах, за исключением Крыма, стоит под вопросом.

Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента» (Киев):

Принятие этой резолюции требуется по одной единственной причине — Украине в нынешней ситуации очень важны одобрение и поддержка мирового сообщества и делигитимация крымского референдума. Понятно, что это не приведёт к тому, что Россия уйдёт с полуострова и вернёт его назад, и политически ситуацию сейчас изменить вряд ли получится. Но для Украины, как и для многих других стран в подобных ситуациях, очень важно непризнание факта нарушения территориальной целостности. По этой же причине Китай не признаёт самостоятельность Тайваня, ФРГ долгое время не признавал независимость ГДР и тому подобное. Для Киева принципиально важно само решение ООН о непризнании референдума, юридическая оценка сложившейся ситуации.

Если говорить о военной поддержке со стороны Запада, то у большинства особых иллюзий нет. Обама открытым текстом сказал, что Америка не будет воевать, да это и понятно. Важнее другое — в случае введения российских войск на украинскую территорию воевать будут украинские граждане, и Украина станет для России вторым Афганистаном, только с гораздо худшими последствиями. Это будет началом катастрофы не только для Украины, но и для России. Но насчёт поддержки Запада особых иллюзий нет, единственное, есть надежда, что угрозы экономических санкций смогут остановить Путина и не допустить проведения военной операции на континентальной территории Украины.

Опасения того, что Россия продолжит экспансию, очень серьёзные, главное, что сейчас волнует украинцев — возможность войны. Для многих, особенно на Востоке, это совершенно шоковая ситуация, антироссийские настроения или просто критическое отношение к России резко возросли за последнее время, в том числе — у значительной части жителей Востока Украина. В русскоязычной Украине произошёл раскол, часть настроена пророссийски, часть настроена критично, осуждает произошедшее в Крыму и опасается введения войск в другие области, а часть пребывает в ступоре. Люди просто не могут соединить в сознании то, что Россия становится врагом, который может напасть на их страну, с тем, что с Россией столько связано, там у многих родственники, друзья, есть привязанность к русской культуре. И этот когнитивный диссонанс — состояние многих русскоязычных граждан Украины. Но в целом, по данным социологических опросов на пике крымского кризиса, на вопрос, как они относятся к возможности введения русских войск на территорию Украины, ответили положительно только 9% респондентов по всей стране и 15% — на Востоке.

По поводу возвращения Крыма настроения разные, у кого-то, может быть, надежды есть, но те, кто оценивают ситуацию более-менее реалистично, понимают, что вряд ли это может произойти в ближайшей перспективе. Проблема в другом — остаются, и могут обостриться, внутренние противоречия на самом полуострове. Уже есть беженцы, не только из числа крымских татар, есть беженцы и по политическим мотивам, и по этническим мотивам, встают вопросы собственности, в общем, целый комплекс проблем. Одна из популярных точек зрения состоит в том, что шанс на возвращение Крыма появится, если в результате противостояния с Западом и новой «холодной войны», которая спровоцирует ухудшение экономической ситуации в самой России, те риски и проблемы, которые там существуют, обострятся. Но многое здесь будет зависеть от того, насколько сама Украина сможет продемонстрировать эффективное развитие. Хотя вряд ли можно надеяться, что ситуация изменится в ближайшее время.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.