В обществе

В обществе Вызов украинского православия

27 МАРТА 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Разговоры о возможной потере РПЦ МП украинского православия и о перспективах создании в соседней стране единой поместной церкви, совершенно независимой от Москвы, стали сегодня общим местом. Об этом говорят даже с некоторым восторгом. Но вопрос «как, какой ценой?» продолжает висеть в воздухе.

Многие горячие головы в Киеве навешивают на Московский патриархат ярлыки: «идеологический пособник агрессора», «пятая колонна»... Однако нельзя не признать, что своим нынешним неучастием в противостоянии патриарх Кирилл сделал все что мог, чтобы не раздувать страсти. Достаточно напомнить, что он не присутствовал в Кремле на подписании соглашения с Крымом.

Разумеется, можно сказать, что его молчание вынужденное. Выскажи патриарх сегодня публично свое осуждение путинизма, неизвестно, в каком положении завтра оказалась бы церковь. Одобри действия российских властей — и путь на Украину заказан. Но в наших условиях и такое молчание чего-то стоит. Шаг влево, шаг вправо — и начнется жесткое сползание в политику. Среди православных в двух странах есть разные группы: «патриоты» Украины и России, сторонники украинской автокефалии, «либералы» и «фундаменталисты».

Политика, впрочем, и так начинает диктовать свои законы. Скажем, влиятельные украинские СМИ порой вбрасывают негативную информацию о «московской» церкви. В качестве примера можно привести слухи о якобы имевшем место в Крыму участии духовенства УПЦ МП в инвентаризации имущества храма, принадлежащего самопровозглашенному Киевскому патриархату. Симферопольская и Крымская епархия выступила с опровержением, а как там было на самом деле — пойди разберись. Журналистского расследования мы не увидели.

Ищут свою «пятую колонну» в церковной ограде и в России. Недавно мне рассказали историю о том, что врагов нашли в Вельске. Группе мирян, не разделяющих представления о путях русского православия в отдельно взятой епархии митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (выходца с Западной Украины, между прочим), предложили «определиться». А иначе, мол, скатертью дорога.

Другая история связана с профессором Андреем Зубовым. Прежде чем ученого уволили из МГИМО, его попросили покинуть стены Московской духовной академии. Украина тогда еще не маячила, но совок наступал. Зубов ушел без скандала, не как вечно пиарящий себя протодиакон Андрей Кураев. Однако факт остается фактом.

В Русской православной церкви происходит советизация на свой лад. И очень велика опасность, что начнется повальный поиск врагов народа. Тем более что ключевые должности в церковном руководстве по мере естественной убыли «никодимовского» епископата занимают лаврские и лубянские топ-менеджеры. В качестве примера такой подвижки можно привести назначение на ключевую для будущего патриаршества Санкт-Петербургскую кафедру управделами МП митрополита Варсонофия.

Противостоять ползучей советизации можно только совместным усилием верующих. Тем усилием, которое позволяет сохранить церковный формат в пространстве идеологии. Сегодня часто приходится напоминать и другим, и самому себе, что церковь основал не Кирилл, не Варсонофий, не Даниил. Это Церковь Христа. И нужно искать Его в новых стесненных обстоятельствах жизни.

Русская церковь несет на себе груз вселенского православия. Конечно, она во многом зависима от государства и часто обслуживает его интересы. Но есть в ней и метафизическая вертикаль, не позволяющая все сводить к политике и дающая возможность находить особые ответы на вызов времени.

Пресс-секретарь Украинской православной церкви о. Георгий Коваленко в последние дни дал несколько интервью, из которых следует, что единая поместная церковь Украины может состояться как результат усилий разных групп верующих, усилий мирян и клира. И сверху, путем кулуарных договоренностей топ-менеджеров, ее не собрать. К счастью, это понимают и украинские политики, и не оказывают пока серьезного давления на каноническое православие. Например, в программе Шустера недавно освобожденная из тюрьмы Юлия Тимошенко отвергла саму возможность давить на верующих в этом вопросе.

При этом надо понимать, что внутри украинского православия останется группа лиц, которая ни при каких обстоятельствах не примет автокефалию и предпочтет прямое подчинение Москве, как делают это приходы на территории Евросоюза. Число этих приходов будет напрямую зависеть от качества внутрицерковной дискуссии.

Недвусмысленный сигнал украинским православным был послан и из Константинополя. На встрече глав и представителей всех православных церквей лидеры мирового православия не только призвали молиться за Украину, но и выступили за легитимные, канонические, говоря по-церковному, пути создания независимой церкви. Примечательно, что на совещании отсутствовали представители Чехии, Словакии и Америки, то есть тех церквей, которым Московский патриархат даровал автокефалию в обход Константинополя. Церковная политика дело тонкое.

Регионы Украины сильно отличаются по языку, менталитету, политическим предпочтениям. Единая украинская православная церковь может возникнуть как плод усилий верующих. Но это действительно должен быть плод. Структура, стоящая исключительно на службе у государства, пусть самого прогрессивного и европейского, нужна разве что украинским националистам.

Пожалуйста, подождите


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.