В обществе

В обществе Прямая речь

1 АПРЕЛЯ 2014 г.

Александр Подрабинек, журналист:

В этой идее нет ничего удивительно, она лежит в русле всех решений, которые принимает Госдума и другие органы государственной власти и которые направлены на то, чтобы ужесточить законодательство и практику правоприменения как минимум до того уровня, который существовал при советской власти. Возрождение тоталитарного режима сегодня идёт ускоренными темпами. Надо вспомнить, что в Советском Союзе была статья 190, которая предусматривала уголовную ответственность за митинги, тогда это называлось «уличные беспорядки», но по факту речь шла именно о несанкционированных манифестациях.

В то же время этот законопроект не является свидетельством перехода к массовым репрессиям, потому что эта статья, как и вообще все политические статьи, будет применяться довольно выборочно. Сначала к политическим врагам, потом уже — к идеологическим. Но это, безусловно, почва для того, чтобы механизм массовых репрессий заработал в любой момент. Впрочем, надо понимать, что для массовых репрессий никогда не требовалось каких-то специальных правовых норм, они опираются на волевые политические решения руководства, а не на закон.

Если говорить о реакции оппозиции, нужно разделять то, как ей следовало бы себя повести, и то, как она поведёт себя в действительности. Единственным правильным ответом, с моей точки зрения, было бы игнорировать этот закон, и игнорировать вообще все законы, которые нарушают права человека и противоречат международному праву. Достоинство настоящего гражданина проявляется в том, что он не соблюдает такие законы, и я бы ожидал, что оппозиция поведёт себя именно так. Но если говорить о прогнозе, то скорее всего значительная часть оппозиционеров смирится с новой реальностью и будет стараться действовать в рамках существующих правил, что обрекает любое протестное движение на провал. Перелома не произойдёт — за последние три года было довольно много моментов, когда казалось, что всё, этого мы уже не вынесем, это уже чересчур, мы возвращаемся в Советский Союз, и терпеть дальше невозможно. Но властям всё сходило с рук, отчасти, может быть, и потому, что законы принимаются жёсткие, но исполняются далеко не всегда, а только по мере необходимости. Все эти жуткие нормы вводятся скорее «на всякий случай», хотя в те моменты, когда они всё-таки применяются, это совершенно другой разговор.

Борис Немцов, РПР-ПАРНАС:

На месте «Единой России» я бы ввёл за митинги и вообще за сбор больше трёх человек смертную казнь. Скорее всего закон легко бы прошёл. Маразматики, находящиеся у власти, уже не знают, что им ещё придумать. На самом деле вряд ли это отпугнёт людей, все продолжат борьбу, хотя уровень идиотизма, видимо, границ не знает и возникает ощущение, что мы находимся не в России, а в сумасшедшем доме. Происходящее, конечно, является агонией режима, но вопрос в том, как долго она будет продолжаться.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.