Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

2 АПРЕЛЯ 2014 г.

Дмитрий Тренин, политолог:

Само по себе прекращение сотрудничества НАТО с Россией носит символическое значение, потому что, хотя это сотрудничество развивалось и было полезным, оно оставалось чисто техническим. Ни для НАТО, ни для России, за исключением вопроса афганского транзита, сотрудничество не являлось жизненно важным. В целом, это продолжение курса на дипломатическую изоляцию России, происходящую «по всему фронту». Я разговаривал с российскими дипломатами в Европе, и они говорят, что их перестали приглашать на обычные, рядовые приёмы.

Существует баланс между сотрудничеством и соперничеством, и если он очень сильно кренится в сторону соперничества, то действительно есть основания говорить о том, что идёт какой-то вариант «холодной войны». Конечно, по формам это, в основном, не будет похоже на то, что было в 40-80-е годы, но по содержанию окажется довольно близко.

Теперь все зависит от того, насколько быстро решатся задачи, которые, так или иначе, ставят перед собой стороны. Эти задачи, хотя и не совсем публичны, достаточно очевидны. Для России это то, о чём говорил президент Путин: создание «русского мира» и, более того, ревизия итогов распада СССР. Конечно, не полная ревизия, никто не говорит о том, что восстановить группу советских войск в Германии и так далее, но очевидно, что Путин стремится создать вокруг России мощный геополитический блок, который мог бы на равных соперничать, а в случае нужды и сотрудничать с США, Евросоюзом и Китаем. И Украина в этом смысле очень важна. Скорее всего, противостояние будет довольно долгим, вряд ли ситуация разрешится в этом году или в следующем, вопрос стоит о несколько годах как минимум. Но при этом борьба проходит не по «границы конфронтации», а внутри стран-участниц, в частности, России. Многое зависит от того, как будут идти дела здесь, какой будет социально-экономический, политический климат. Запад будет стремиться усиливать экономические давление, преследуя цель изменения российской политики, что, скорее всего, будет связано с уходом людей, которые сегодня эту политику определяют. Так что это крупный, затяжной конфликт с очень решительными целями. Если суммировать, Москва стремится «переиграть» итоги «холодной войны», а Запад «холодную войну» стремится «доиграть». Потому что РФ, хотя и меньше, чем СССР или Российская империя, по-прежнему представляет серьёзную величину, проводящую неподконтрольную Западу политику.

Украина будет основным объектом этого противоборства, во многом борьба будет идти на поле украинской политики, экономики, в умах украинцев. Здесь будет серьёзное столкновение интересов и хотелось бы надеяться, что не дойдёт до вооружённого противостояния, но исключать ничего нельзя. Какой будет Украина хотя бы через год или два сейчас с уверенностью не может сказать никто, даже сколько будет «Украин» не очень ясно.

Одновременно в Грузии и Молдавии усиливаются голоса за присоединение к НАТО. Но при этом сама Молдавия, ещё до момента основания независимого государства, находилась в состоянии внутреннего раскола, который фатально углубился после крымских событий, кроме этого есть ещё гагаузская проблема. И ответа на вопрос, будет ли вообще молдавское государство существовать через три или пять лет или станет частью Румынии, потеряв Гагаузию и Приднестровье, у меня нет.

Что касается Грузии, то у России тут есть потенциальная возможность переиграть НАТО, если удастся предложить такую схему, при которой восстанавливается общение Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией. Со стороны Москвы уже высказывались какие-то идеи насчёт «Кавказской Федерации» или «Конфедерации». И если что-то в этом направлении будет двигаться — и грузины поверят в то, что такая конфедерация сможет ответить их национальным чаяниям, получив при этом экономические выгоды от более тесной ассоциации с Россией, а абхазами и осетинами это не будет восприниматься как предательство — то ситуация может измениться сменой главного вектора с западного на северный. Но это — просто потенциальная возможность, речь не идёт о вероятности высокого уровня, грузинская элита направляется «на Запад» уже давно. Но, с другой стороны, они увидели, что происходит с Украиной и с Крымом, насколько Запад в состоянии помочь, кроме этого, в Грузии тоже понимают, что в экономическом плане перспектив стать Швейцарией у неё нет. Нет даже перспективы стать Польшей. После очень многих трудов, пота и слёз есть возможность стать Болгарией, но сейчас эта страна по уровню жизни и процветанию находится существенно ниже Российской Федерации. Так что выбор тут не очень очевиден.

Алексей Арбатов, политолог:

Это символическая мера, имеющая большую политическую нагрузку. Конечно, Для России это неприятно, как и прекращение переговоров по многим другим вопросам, включая экономические. Но реально сотрудничество России и НАТО на 90% — это Афганистан и «афганский транзит». И тот факт, что тут были сделаны исключения, демонстрирует всё-таки символический характер этого решения министров иностранных дел Североатлантического альянса. Эта мера отражает достаточно высокую степень неприятия того, что произошло с Крымом, но не свидетельствует о готовности оборвать все связи, действительно имеющие значение, прервать сотрудничество полностью и встать на путь конфронтации, вроде той, которая была в годы «холодной войны».

О приёме в свой состав Украины, Молдавии или Грузии НАТО также пока вопрос не ставит, тем более что все эти государства имеют не урегулированные территориальные проблемы. У альянса есть правило, не записанное в Североатлантическом договоре 1949 года, но сложившееся в ходе жизнедеятельности этой организации, что они не принимают государства с нерешёнными пограничными и территориальными вопросами, чтобы не взваливать на себя бремя по их урегулированию, что иногда может иметь даже военные коннотации. Так что НАТО в данном случае противоречит себе. Принять Украину — значит объявить об отсутствии у неё территориальных проблем, то есть признать, что Крым является частью России. На это они тоже не пойдут. То же самое относится к Осетии и Абхазии, а также к Приднестровью. Но сотрудничество будет продолжаться. Вооружения НАТО поставлять не будет, но какие-то вспомогательные технические системы пойдут. Размещать базы или подключать к совместному планированию военных операций и к совместным учениям также не будут. Это всё на повестке дня не стоит, если дело ограничится Крымом. Но если развал Украины пойдёт дальше и какие-то новые события затронут южные и восточные области, Одессу, Херсон, тогда будет перейдена черта, и НАТО вступит на путь прямой лобовой конфронтации с Россией, наращивания военного присутствия в Восточной Европе и всемерного противодействия по модели «холодной войны». Но пока этого нет, и даже объявленное увеличение войск в Балтии, Болгарии, Чехии, Словакии и Румынии носит характер чисто символический, а не наступательный.

Высказывания о том, что НАТО устарело и пытается реанимировать себя за счёт этого конфликта, несколько скоропалительны. Конечно, напряжённость, возникшая сейчас, беспрецедентная со времён «холодной войны», несколько сплотила страны НАТО и хотя бы виртуально поставила перед ними новые задачи обороны себя и сопредельных стран от России. Но преднамеренно тут ничего не делалось. Всегда, когда происходят крупные события, политики пытаются заодно решить и свои сопутствующие задачи. НАТО, особенно государства Европы, очень сильно сокращало свои военные расходы в последние годы. И сейчас США пытаются использовать этот кризис, чтобы прекратить сокращение. О наращивании пока речь не идёт, но сохранение военных бюджетов стран НАТО уже предлагают как временную меру, связанную с ситуацией и вокруг Украины.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.