В регионах

В регионах Прямая речь

7 АПРЕЛЯ 2014 г.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора «Центра политических технологий».

Первый важный фактор в Новосибирске — это раскол элит, который произошёл в силу того, что сама операция по подготовке выборов была явно не продумана. Сняли авторитетного градоначальника Городецкого, к которому уже привыкли, его перевели на пост вице-губернатора, что является почётной «отставкой наверх» — формально человек получает продвижение по службе, но реально это опала. Потом выдвинули самого удобного для областной власти кандидата, ради чего Городецкого, судя по всему, и снимали. Но потом выяснилось, что у этого кандидата, Знаткова, явный кризис кампании, кроме этого выдвинулся другой представитель элит, Ксензов, в прошлом тоже вице-губернатор, принявший флаг партии «Родина», которая входит в Общероссийский народный фронт. Где-то в конце кампании, когда ситуация уже совсем зашла в тупик, пришлось заменить инициировавшего всё это главу региона, назначив губернатором того самого Городецкого, который, казалось бы, уже сходил с политической арены. Тогда же стали предприниматься шаги по консолидации элит, и кое-чего в этом направлении даже добились. Появилась имиджевая фигура знаменитого спортсмена Карелина, который официально возглавил штаб Знаткова, чтобы хоть как-то подкрепить его авторитет, снял свою кандидатуру Ксензов. Но, хотя консолидации вроде бы добились, это не решило главную проблему: сам Знатков был откровенно не харизматичным и не популярным. Это чиновник, работающий в ЖКХ, а мы знаем, как в России принято относиться к этой сфере.

Второй фактор — объединение оппозиции, причём очень разной. Она объединилась вокруг коммунистического кандидата как единственного проходного, причём этот кандидат по своим взглядам явно не соответствовал, например, взглядам либерала Ивана Старикова. Возможно, больше точек соприкосновений у него могло бы быть с Ильёй Пономарёвым, но у Пономарёва исторически сложились очень непростые отношения с КПРФ. Кроме того, новоизбранный мэр ещё очень давно, до того как об этом заговорила власть, отстаивал идею, что Севастополь является российским, а Пономарёв оказался единственным депутатом, который проголосовал в Госдуме против присоединения Крыма. Но здесь сработала консолидация против власти. И так как ни у Старикова, ни у Пономарёва шансов не было, а оппозиционный электорат они раскалывали, то было принято такое решение.

Оно сыграло свою роль в двух отношениях. Во-первых, разрыв в окончательных итогах выборах — около 4%, и суммарно Стариков и Пономарёв их бы собрали, а, возможно, набрали бы ещё больше. Таким образом, если бы они участвовали, то, скорее всего, победил бы кандидат от власти. А во-вторых, коалиция обеспечила эффективное наблюдение за ходом выборов, в результате чего обычная ситуация с тем, что существует два довольно сильно отличающихся подсчёта голосов, официальный и альтернативный, изменилась, и в Новосибирске они почти что не отличались. То есть получилось так, что активное участие оппозиции, в том числе в качестве наблюдателей, способствовало тому, что выборы были вполне адекватными, голоса считали прилично, административный ресурс, по крайней мере — для привлечения дополнительных избирателей, не использовался, и оппозиция смогла выиграть.

Теперь о том, что будет дальше. Первый вопрос тут — кто виноват. тем более что власти отвечать на него надо быстро, потому что в регионе скоро будут новые выборы. Нынешний губернатор является только исполняющим обязанности, и осенью будет избираться новый. Так как снятый глава региона и является тем, кто это всё придумал, а снимать нынешнего исполняющего обязанности как-то не очень прилично, то ответственным, скорее всего, признают полномочного представителя президента в Сибирском федеральном автономном округе — Толоконского, который до этого в течение довольного долгого времени был главой области. Он и будет отвечать за сложившуюся ситуацию.

Что касается взаимоотношений между областным и городским уровнями власти, то они, скорее всего, будут не идиллическими, придётся договариваться. Но, с другой стороны, даже в ситуации сильнейшего антагонизма между мэром и губернатором, которая была в прошлом году в Екатеринбурге, они всё равно работали вместе. Любой избранный градоначальник не сможет быть радикалом: ему придется взаимодействовать с областным начальством и с Москвой. Кремль в принципе спокойно воспринял итоги выборов, Анатолий Локоть — политик, долгое время работавший в Госдуме, вполне договороспособный, не радикальный, а внутренние региональные разборки, если они не имеют негативного эффекта на федеральном уровне, центральной власти не интересны.

Но есть один важный момент — для «Единой России» эти выборы являются имиджевым поражением. Когда кандидат от партии власти выигрывает, это воспринимается как что-то абсолютно предсказуемое. И поэтому каждый раз, когда этого не происходит, как, например, в том же самом Екатеринбурге или в Петрозаводске, для них это неприятно. В Новосибирске были приложены значительные усилия к тому, чтобы победил кандидат от власти, и то, что ему это не удалось, для партии власти не очень хорошо. Особенно если учесть, что это произошло в ситуации, когда все рейтинги власти выросли в связи с присоединением Крыма. А тут выяснилось, что избиратели голосуют без учёта «крымского вопроса», тем более что Локоть и раньше выступал за присоединение Севастополя и, соответственно, не может быть обвинён в том, что он — национал-предатель. Так что при волеизъявлении жители Новосибирска исходили из своих региональных соображений, их интересовали дороги, здравоохранение, ЖКХ и другие городские проблемы. Это нарушает автоматизм: вроде бы рейтинги растут, и все довольны, но на муниципальном уровне происходят такие события. И хотя значение этого переоценивать не стоит, определённым звоночком эти выборы являются.

Главам регионов это, конечно, не очень нравится. Потому что эксперты могут отстранённо судить, что надо договариваться, искать компромисс, общий язык, но в российской политической культуре это не очень принято, ещё со времён Средневековья и монгольского ига у нас принята вертикаль. Надо сказать, что до этого городские общины ещё были влиятельны и диктовали условия правителям, но потом многое изменилось, и сейчас такая ситуация очень непривычна.

А всё это очень значимо потому, что в парламент уже внесён законопроект, который фактически отменяет выборы в крупных муниципальных образованиях, вроде Новосибирска. Вводится схема, которая, во-первых, делает выборы непрямыми, а во-вторых — позволяет отсечь оппозиционных кандидатов. И хотя конкретно исход кампании в Новосибирске для Кремля политически не опасен, он станет ещё одним аргументом к тому, что необходимо управлять и контролировать. А муниципальные выборы очень важны, потому что они дают дополнительную легитимность главам регионов, позволяют надеяться на сменяемость власти и соответствуют ожиданиям большой части общества, которая на локальном уровне хотела бы влиять на ситуацию во власти. Скорее всего, в ближайшее время закон примут, и возможности для оппозиции окажутся существенно ограничены. Неизвестно, успеют ли где-то ещё добиться похожих результатов, но в принципе в дальнейшем главы таких крупных городов будут избираться депутатами исключительно из рядов сторонников власти.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.