Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

7 АПРЕЛЯ 2014 г.

Инна Булкина, журналист:

Доминирующие эмоции в Киеве сейчас — недоумение и ожидание того, во что это выльется. Мы понимаем, что все это делается с тем, чтобы не дать провести президентские выборы. Власть вынуждают объявить чрезвычайное положение в трёх областях, Донецкой, Луганской и Харьковской, что фактически сорвёт выборы, скорее всего, цель происходящих событий такова. Возможно, есть и какие-то другие, более катастрофические планы, но программа минимум заключается, судя по всему, именно в этом. Поскольку Киев уже живёт избирательной кампанией, то для него эти события стали «опасным сигналом из опасного мира». Повторения Крыма мало кто опасается, потому что всё-таки полуостров был автономией, с собственной Конституцией, в которой была заложена возможность референдума. Эти три области автономиями не являются, и такие процессы пойдут там совершенно вне конституционного поля, об этом даже разговоров не может быть, и люди, которые дирижируют всем процессом, это понимают.

Сейчас основной вопрос со стороны населения, почему бездействует власть? Почему до сих пор национальная гвардия, о существования которой все столько говорят, не появилась там, где должна? Поскольку сейчас во главе страны люди одной партии, которая играет на стороне одного конкретного кандидата, Юлии Владимировны Тимошенко, а она на данный момент по всем опросам проигрывает другому кандидату, то возникают конспирологические мысли о том, что бездействие кому-то выгодно. Тимошенко зачем-то уже полетела в Донецк, видимо ожидая, что её появление должно всех там помирить. Но если воздерживаться от таких теорий, то эти беспорядки работают против всех кандидатов, так как ставят под сомнение сами выборы. Но ясно, что это выгодно тем из претендентов, которым их не выиграть никогда.


Аркадий Дубнов, политолог.

Первый вопрос в связи с происходящими событиями — может ли Россия пойти на присоединение Донецка? Ответ — может. Если Москва захочет, она пойдёт до конца, потому что власти уже не чувствуют берегов и в своих решениях исходят исключительно из собственного целеполагания, не обращая никакого внимания на ограничения международного или просто этического характера. Свидетельством этому являются прозвучавшие сегодня комментарии от руководителей российской Думы, в одном ряду с которыми стоят высказываниями и самого лидера.

Но на вопрос, будет ли Россия это делать или нет, ответ — не будет. Всё, что происходит сейчас, это явный шантаж киевской власти с целью заставить её уже сегодня, за полтора месяца до президентских выборов, дать гарантию, что Конституция Украины будет изменена и страна станет федерацией, где Юго-Восток получит фактически полную самостоятельность с ориентацией на Россию. То, что все действия Москвы — это неприкрытое давление с целью предопределить конституционную реформу, понятно по словам вице-спикера Совета Федерации Умаханова, откровенно заявившегося, что это сигнал украинским властям, призванный подтолкнуть их к правильному решению. С этим соседствует утверждение, что происходящее — это международно признанный способ волеизъявления народов. Люди, которые попытались бы применить этот международно признанный способ в каком-нибудь российском регионе, получили бы как минимум «пятёрочку».

Также важно заметить, что если президент Путин не ответит лично на призывы руководства самопровозглашённой Донецкой республики о введении миротворческих сил и о присоединении к России, а предоставит это сделать только депутатам Думы, вроде руководителя Комитета по обороне и безопасности Виктора Озерова (как было в понедельник), это будет означать, что Москва де-факто потворствует сепаратистским движениям Украины. Потому что несмотря на то, что пограничными командующими уже сделаны заверения о том, что российские войска не собираются входить на Украину, обращение из Донецка адресовано лично Владимиру Путину и отвечать на него также логично именно ему.

Никакой возможности у Европы адекватно реагировать на эти беспрецедентные шаги российского руководства по потворствованию сепаратистским путчам я не вижу. Единственной адекватной реакцией могла бы быть только военная, например, введение международных миротворческих сил. Но это исключено, как в силу того, что сами международные организации к этому совершенно не готовы, так и потому что Кремль способен сделать многое для того, чтобы этого не допустить. Так что единственным выходом остаётся моральное осуждение и изоляция России, которая станет ещё более явной и угрожающей уже не только чиновникам, но для значительной части российского населения в силу экономических причин. У Украины сейчас тем более нет никаких способов борьбы. Поэтому единственная возможность для России понять, что надо остановиться, является понимание того, что на долгие-долгие годы вперёд уделом режима, да и всей страны, станет полная автаркия. Уже сегодня бытовая русофобия достигает в мире впечатляющих размеров. Ещё немного, и Россия превратится в ординарного международного изгоя, приближающегося к тому, чтобы встать в один ряд с Северной Кореей и Суданом, опасность которых для всех вменяемых стран становится всё более и более очевидной, так как никто не может предугадать, где пролегает предел политического волюнтаризма их руководства.



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.