Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

10 АПРЕЛЯ 2014 г.

Владимир Кара-Мурза (мл.):

Решение, безусловно, правильное — но недостаточное и запоздалое.

Депутатов Госдумы нужно было лишить не права голоса, а полномочий. И не сейчас, а десять лет назад. И не потому, что они представляют Россию. А потому, что они ее не представляют.

Конкретно:

«Выборы в Государственнуюдуму не соответствовали многим обязательствам, принятым странами — членами ОБСЕ и Совета Европы в отношении демократических выборов… Повсеместное применение административного ресурса и фаворитизм “Единой России” в СМИ привели к созданию неравных условий для других партий и кандидатов, участвующих в предвыборной гонке, в масштабе всей страны. Таким образом,под угрозу ставится базовый принцип равноправной состязательности партий и кандидатов».

(Совместное заявление Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы, 8 декабря 2003)

«…Выборы… проходили в атмосфере, которая серьезно ограничила политическую конкуренцию, и с частым злоупотреблением административными ресурсами, при информационном освещении в пользу правящей партии, и при избирательном законодательстве, общий эффект которого ограничил политический плюрализм. В 2007 году в России не были созданы равные политические правила игры».

(Совместное заявление Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы, 3 декабря 2007)

«…Выборы характеризовались тесным слиянием государственных органов власти и правящей партии… Хотя в выборах и приняли участие семь политических партий, отказ в регистрации некоторым политическим силам сузил пространство для политической конкуренции. Борьба была смещена в пользу правящей партии как результат отсутствия независимости органов по проведению выборов, пристрастности большинства СМИ и неправомерным вмешательством государственных органов власти на разных уровнях. Все эти фактыне способствовали созданию необходимых условий для честного соперничества в избирательном процессе».

(Совместное заявление Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы, 5 декабря 2011)

Трудно понять, как одна и та же организация может признать сами выборы нечестными, а «избранных» на них «депутатов» — легитимными представителями страны.

Но лучше поздно, чем никогда. А день, когда свободно избранные депутаты российского парламента займут свои законные места в зале пленарных заседаний Дворца Европы в Страсбурге, обязательно настанет.


Дмитрий Тренин, политолог, директор Московского центра Карнеги:

Логичное решение, которое многими рассматривалось как неизбежное. Лишение России права голоса означает как минимум приостановку её участия в ПАСЕ, а как это отразится на отношениях с Советом Европы в целом — покажет будущее.

Нельзя не отметить, что Россия смотрит на себя как на нечто уникальное, поэтому даже если подобные меры и применялись раньше в отношении других государств, то для Москвы это не прецедент. Такое обращение с крупнейшей страной в составе Ассамблеи воспринимается в России болезненно не потому, что для неё очень важна эта организация, а потому что это, с точки зрения Кремля, что-то вродеlèse majesté,«оскорбления величества». Так с Россией поступать нельзя. Но при этом нужно понимать, что выхода России из Совета Европы это не означает, и соответственно особых последствий эта мера не несёт, хотя и намечает направление возможного дальнейшего развития отношений. Фактически членство в ПАСЕ — просто возможность для парламентариев общаться друг с другом. И если у наших парламентариев не будет возможности общаться в таком формате, это не проблема, у них и дома достаточно дел.

Инициатива Грузии о применении в отношении России всех санкций, предусмотренных уставом Совета Европы, по которой голоса разделились ровно поровну: 82 на 82, конечно, не очень хорошо скажется на российско-грузинских отношениях. Грузия и такнаходится в довольно деликатном положении, поскольку подписывает соглашение об ассоциации с ЕС. И хотя пока Россия не ведёт себя в отношении Грузии так, как в отношении Украины и Молдавии, спуская такое влечение к Западу, в перспективе это может стать проблемой. Правда, тут нужно понимать, представляют ли грузинские евродепутаты парламентское большинство в своей стране или это была инициатива отдельных людей — в Грузии ведь тоже большой раскол. Но если это люди, связанные с нынешним правительством, то их поведение может иметь негативные последствия в отношениях между Москвой и Тбилиси.

В Европе оценка происходящего тоже неоднозначная — многие не хотели бы разрыва с Россией. Никому, в том числе европейцам, это ничего хорошего не принесёт. Кроме того, сейчас многие проводят параллель между ситуацией вокруг России и ситуацией, когда США выступали против мнения Европы, например, в случае вторжения в Ирак. Ни о каких санкциях в отношении Соединённых Штатов тогда речь не шла, а сами американцы довольно откровенно высказывали своё отношение к противникам их действий. Поэтому у некоторых европейцев в этой ситуации возникает ощущение двойных стандартов.

Кроме всего прочего нельзя забывать и о том, что как среди рядовых европейцев, так и среди политического класса есть группы, настроенные консервативно, антиюнионистски и скептически к Евросоюзу. Эти люди видят в Путине и в нынешней России своего естественного союзника. Возможно — идеологического, возможно — ценностного, может быть, просто тактического или ситуативного, но союзника. Во Франции есть «Национальный фронт», в Венгрии партия «Йоббик», и список можно продолжать. Возможно, он не очень длинный, но несколько строчек наберется. Любопытно будет посмотреть, насколько эти силы окажутся влиятельны в Европарламенте после выборов весной этого года, не исключено, что они могут укрепить свои позиции.



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.