Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

18 АПРЕЛЯ 2014 г.

Мария Липман, главный редактор журнала Pro et Contra, сотрудник московского бюро «Вашингтон Пост»:

Надо обратить внимание на то, что сами участники этих переговоров весьма скептически относятся к их результату. Например, в словах американского президента не было большой надежды на то, что именно этот документ и именно этот этап переговоров послужат началом урегулирования конфликта и движения в сторону восстановления хотя бы относительно нормальной жизни на Украине. Основная часть текста договора сводится к тому, что Киев сам должен улаживать внутренние противоречия и конфликты, что не учитывает того, что, по крайней мере с точки зрения Запада, Россия так или иначе участвует в событиях на востоке Украины. Конечно, хорошо, что переговоры состоялись, что они не были сорваны, хотя о такой возможности предупреждала российская сторона, и закончились не констатацией того, что договориться ни о чём невозможно, а каким-никаким документом. Но, как в любом тяжёлом конфликте, нужно теперь смотреть, что будет происходить в реальности.

Стоит также обратить внимание на отсутствующие в документе темы. Например, там никак не упоминается Крым, который несомненно является пунктом тяжелейших разногласий. Украина так и не признала, что полуостров теперь принадлежит России, а для России в этом вопросе поставлена большая точка. Разумеется, для Запада признание того, что Крым вошёл в состав России, также является шагом, на который они пойти не готовы. Кроме того, в итоговом документе не затронут вопрос о крупных скоплениях российских войск на границе, хотя требования и просьбы отвести эти силы уже неоднократно звучали. Также нет пункта, оговаривающего, что Россия должна вступить в какие-либо отношения с новым украинским правительством, при этом в своём общении с российскими гражданами Путин вчера, мягко говоря, довольно критически отозвался об украинском правительстве.

Таким образом, ряд чрезвычайно серьёзных вопросов в соглашении отсутствует, а как уж будет проходить разоружение — большой вопрос. Присутствие ОБСЕ, которое в договоре оговаривается, это важно, но непонятно, а с кем, собственно, разговаривать на востоке Украины. Есть конкретные люди, сидящие в конкретных зданиях, но кто является представителем этих сил, с которым можно было бы вести переговоры, соглашаться или не соглашаться, который мог бы выставлять условия, кто контролирует этих людей — совершенно непонятно. Из отчётов, которые мы видим в прессе, складывается ощущение, что как минимум часть протестующих — это действительно местные жители, которые скорее всего никаким образом не готовы воспринимать переговоры, состоявшиеся в Женеве, как нечто, к чему они обязаны прислушиваться.

Разница между позициями США и ЕС в ходе этих переговоров не проявилась, они выступали единым фронтом, но вообще-то разница есть, и большая. Для Европы ставки гораздо выше, и именно в Европе достаточно громко звучат голоса людей, которые не хотят углубления конфликта. Против выступают, в частности, представители европейского бизнеса, привыкшего иметь дело с Россией и совершенно не готового нести убытки от введения санкций. Торгово-экономические взаимоотношения России с Европой очень тесные, а с Америкой — относительно незначительные, поэтому Америке легче занимать жёсткую позицию. Но так как без ЕС эта жёсткая позиция не слишком весома, им важно демонстрировать единство, поэтому Белый дом вынужден учитывать мнение сил в Европе, которые совершенно не желают углубления кризиса.

В целом то, что это соглашение заключено, при всём скепсисе участников, даёт России основания надеяться, что глубоких, так называемых секторальных санкций введено не будет, по крайней мере в ближайшее время. В этом смысле для России переговоры — дипломатический выигрыш. На них не обсуждались вопросы, которые могли бы послужить причиной разрыва переговорного процесса. Это демонстрирует, что можно создать хотя бы видимость шагов навстречу и заключения договорённостей без каких-либо компромиссов по вопросам, где для России компромисс неприемлем, — и это также является определённым выигрышем для России.

Для Украины позитивно хотя бы то, что её судьба не обсуждается без неё. На этом настаивал Запад, когда Россия давала понять, что она предпочла бы обойтись без Украины. Если прислушаться к словам президента и ряду членов российского руководства, то в Киеве сидит нелегитимное правительство, которое не контролирует свою страну. Однако исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дешица на переговорах присутствовал, что является небольшим плюсом, но в остальном Россия остаётся хозяином положения и вполне может и дальше препятствовать любым попыткам украинских властей идти в сторону стабилизации.


Георгий Чижов, политолог:

Если анализировать договорённости формально, то они могут как подразумевать какие-то действия, так и не подразумевать никаких. С одной стороны, в соглашении написано, что все незаконные вооружённые формирования должны быть разоружены, но непонятно, кто является той стороной, которая это гарантирует. Очевидно, что имеются в виду не только захватчики администраций, но также «Правый сектор» и другие условно проукраинские структуры, имеющие на руках оружие. За изъятие вооружения у них отвечает киевская власть. Но за разоружение людей в администрациях на востоке она, очевидно, отвечать не может, так же как и за ненасильственное освобождение ими этих зданий. Одновременно Киев обещает амнистию тем, кто не совершал тяжких преступлений, но непонятно, касается ли это российских граждан, которых задержали в некотором количестве и которые, предположительно, являются военнослужащими РФ.

С другой стороны, Украина обязалась вести прозрачный процесс внесения изменений в конституцию, призванный обеспечить усиление автономии регионов, но с этим так же можно очень по-разному поступить, по крайней мере, чётких обязательств сделать государство федеративным Киев на себя не брал. При этом надо понимать, что помимо официального текста меморандума есть и неформальные договорённости между Украиной и Россией, заключённые в присутствии представителей Запада. И если эти договорённости действительно подразумевают нажатие «кнопки выключения» на востоке, то есть отвод людей из зданий, на что ответят амнистией и так далее, то возможно, что насилие в Донецкой области прекратится.

Считается, что Украина пошла на некоторые уступки. Потому что обещано, непонятно кем, впрочем, так как Россия официально отношения к этому не имеет, освободить здания, но это и так должно произойти. Та же ситуация и с вооружёнными формированиями. Обязательства со стороны противников Киева подразумевают просто возвращение к нормальной законной ситуации, тогда как от Украины требуется внести изменения в конституцию. Сами эти изменения, однако, не прописаны, что даёт и украинской стороне пространство для манёвра, она может затягивать процесс или сделать поправки незначительными.

Заявление Путина о том, что в Крыму всё-таки были российские военные, повлияло на ситуацию странным образом. С одной стороны, ни Крым, ни российские военнослужащие в тексте меморандума вообще не упоминаются, что скорее всего означает, что по этим вопросам не удалось найти общий язык. Но одновременно с этим из Донбасса сообщают, что теперь российские военные там признают себя российскими военными, а не «силами самообороны». То ли им кто-то дал команду, то ли они сами сделали соответствующие выводы. Себя даже якобы назвал в качестве командира подразделения, блокировавшего колонну украинских силовиков, тот самый Игорь Стрелков, которого двумя днями раньше СБУ объявило руководителем сепаратистских действий.

Вообще официальной информации о задержании российских граждан предостаточно. СБУ отчитывалось даже о задержаниях в регионах, где массовых беспорядков нет, но они якобы готовились. В общей сложности счёт идёт уже на несколько десятков человек, причём некоторые были арестованы в Донбассе с оружием в руках. И теперь Россия скорее всего будет настаивать на их освобождении и возвращении в Россию, а что Украина попросит взамен — очень интересно, потому что для Украины эти люди очень важны, они доказывают участие России в массовых беспорядках. Косвенно факт переговоров на эту тему подтверждает то, что мы не видели никаких пресс-конференций, хотя СБУ сообщает, что некоторые из задержанных дали показания, и даже приводит какие-то подробности, но как-то не массированно. Публиковались фотографии паспортов и военных билетов задержанных, но в полноценную кампанию это не превратилось, хотя, казалось бы, это вполне логично. Видимо, судьба их ещё не решена и они являются предметом переговоров.

Контртеррористическая операция реально за это время так и не началась. У украинской стороны было три успешные операции, две из которых — отбитые атаки, на аэродроме Краматорска и в воинской части Мариуполя. Сами украинские силовики что-то атаковать не решаются, так как это может привести к гибели мирных жителей и дополнительной эскалации конфликта. Есть информация, что в эту ночь в Славянске освободили телебашню, опять отключили там трансляцию российских каналов и включили украинские. Если эта операция была, то прошла без жертв. В целом ситуация сохраняется прежней. И совершенно непонятно, какое отношение люди, захватившие здания, имеют к переговорам в Женеве. Так как Россия вслух не признала, что может их контролировать, то остаётся только смотреть, что произойдёт, скорее всего в течение суток станет ясно, есть ли у этих переговоров какие-то последствия.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.