В Кремле

В Кремле Прямая речь

12 МАЯ 2014 г.

Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика»:

Конечно, подобные заявления недостойны уважающей себя и сильной страны. Это напоминает дискуссии в песочнице: а я завтра старшего брата приведу, он у меня пилот бомбардировщика, он вам покажет. Это стиль, который не украшает никакого политика.

Но что пугает гораздо больше, это то, что за такими «детскими» заявлениями и выкриками стоят большие опасности. Чаще всего подобную воинственную риторику включают люди, которые не понимают до конца, насколько всё сложно, как хрупок мир, и их заявления носят абсолютно безответственный характер. У них рождается желание бить себя в грудь, доказывать всем, какой я крутой, самый-самый и сейчас всем покажу. Но попытка зарабатывать себе очки таким образом в какой-то момент приобретает зловещий характер. Я к подобным заявлениям отношусь без всякого юмора. Потому что позже из-за них начинаются проблемы, когда вдруг встаёт необходимость принимать решения, а маска крутого бойца не позволяет сказать: стоп, дальше мы не пойдём, мы пониманием, чем это закончится и какая на нас лежит ответственность.

У людей во власти сейчас в принципе есть необходимость постоянно получать психологическую компенсацию, потому что реально проблема под названием «Украина» оказалась гораздо сложнее и непредсказуемее, чем представлялось изначально. Мы имеем тяжелейший кризис мирового масштаба, и те, кто принимал решения с самого начала, совершенно не представляли себе объём последствий, который только сейчас начинает прорисовываться. В результате у них начинается бравада пополам с истерикой, и мнение, которое выразил Рогозин, конечно, присутствует. Степень бесшабашности и готовности шагать вперёд, конечно, разная. Насколько я понимаю, исходно по Украине сценарий был «берём всё и привозим Януковича на броне в Киев», но постепенно размах снижался и ключевых, принципиальных решений не принято до сих пор, я надеюсь — из-за понимания тех последствий, которые могут наступить.

Алексей Арбатов, политолог:

У меня не сложилось впечатления, что российские политики часто грозятся войной, заявление Рогозина — скорее исключение, чем правило. Это человек достаточно эмоциональный, а с его полётом был связан некоторый инцидент, в результате он, видимо, не смог сдержаться и выступил с таким заявлением. Но что касается остальных политиков — насчет Жириновского всё понятно, он всегда упирает именно на такие способы разрешения проблем, — но в целом даже со стороны консервативных политиков или тех, кто имеет геополитические амбиции, связанные с приобретением новых территорий, нет особого энтузиазма по поводу применения силы. В том числе и на юго-востоке Украины, а именно это в настоящий момент является главным вопросом. По поводу сложившейся ситуации они смотрят на Кремль и ждут, какой курс там выберут. Если Кремль перейдёт к применению силы, согласно санкции Совета Федерации, полученной в начале марта, то политики немедленно в один голос это поддержат и бросятся впереди паровоза. Но пока что они выжидают.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.