В Кремле

В Кремле Прямая речь

13 МАЯ 2014 г.

Михаил Виноградов, политолог:

Искать общий принцип в столь масштабных кадровых перестановках означает искусственно формализовать процесс. Можно вспомнить прошлые масштабные перестановки, когда в Петербург был назначен Полтавченко и под это дело поменяли нескольких полпредов, ситуация некоторое время «вызревала» до этого. Есть несколько логик, но складываются ли они в какую-то общую логику — пока что сказать сложно.

Первая логика — губернаторская. Красноярский губернатор отправляется в Министерство по делам Северного Кавказа довершать проект, начатый Александром Хлопониным, а полпред в Сибирском федеральном округе не получает какое-то большое наказание за итоги выборов мэра Новосибирска, а, наоборот, в общем сопоставимый пост.

Вторая логика связана с увеличением силовой составляющей в работе полпредов и возвращением к ситуации 2000 года, когда этот институт создавался и большинство полпредов имели те или иные погоны. Официально сигнал связан с усилением политики в сфере безопасности и борьбы с коррупцией, хотя есть целый ряд иных интерпретаций. Конспирологическая интерпретация связывает это с мобилизационной подготовкой, а «статусная» интерпретация объясняет назначения тем, что «полпреды в погонах» смогут сделать губернаторов более управляемыми либо послужить более ясными символами власти президента в глазах населения, чем штатские чиновники. Есть и сугубо аппаратные объяснения, например, то, что позиция главкома Внутренних войск была освобождена специально под Виктора Золотова, и главный смысл — именно это, а не то, что его предшественник занял пост полпреда президента в Сибирском автономном округе.

Есть ещё одна интрига, связанная с полномочиями Александра Хлопонина и с запуском слухов о том, сменит ли он Аркадия Дворковича на посту куратора энергетического комплекса. В апреле-мае казалось, что правительство Дмитрия Медведева довольно легко преодолело такие рифы, как утверждение отчёта в Госдуме и совещание президента по исполнению указов 6 мая, но сейчас возник вопрос о полномочиях Хлопонина, который несколько подвешивает ситуацию.

Технически дальнейшее создание региональных министерств вполне возможно, но тут есть два ограничителя. Во-первых, и Минвостокразвития и Министерство по делам Крыма пока не получили какую-то мощную историю успеха. Во-вторых, многое зависит от того, появятся ли в принципе какие-то концептуальные решения по созданию дееспособной экономики, имеющей источники для саморазвития, что на Дальнем Востоке, что на Северном Кавказе, что в Крыму, или речь будет идти о перераспределении дотаций. Во втором случае министерство будет в принципе просто надстройкой, а не ведомством, которое принципиально меняет принятый в регионе уклад.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.