В Кремле

В Кремле Прямая речь

13 МАЯ 2014 г.

Александр Гольц:

Во всех этих якобы ответных акциях Россия уподобляется ковбою, который стреляет себе в колено. Наше военно-техническое сотрудничество с США и раньше носило минимальный характер и в основном сводилось к тому, что Россия импортировала большое количество электроники для своих нужд. Чувствуя необходимость применить какие-то ответные меры, Кремль находится в довольно затруднительном положении, потому что, кроме ракетных двигателей РД-180 и НК-33 и станций GPS, никакой другой зависимости у США от РФ нет.

Проблема ГЛОНАСС заключается в том, что он скверно работает. И если нам удастся в результате этих действий нарушить работу GPS, то это будет означать просто, что все средства, завязанные на него, будут на территории России работать также плохо. Что обязательно почувствуют, например, наши водители, широко использующие GPS. Не говоря уже обо всех остальных приборах, связанных с этой технологией, которые широко используются в самых различных областях. Конечно, Америке это тоже навредит. Смысл этот системы в том, что по всему миру существуют станции, связанные со спутниками.

Нужно заметить, что ГЛОНАСС первоначально и создавался как военная система, в 1992 году его запустили именно так. Но позже наше руководство сказало: «Смотрите, GPS был изначально военной системой, а как выгодно работает. Давайте и мы то же самое сделаем». Но выяснилось, что мы можем создать спутниковую группировку, а вот копеечные приборчики, которые работали бы как навигаторы, выпустить не получается. Всё упёрлось именно в них, которые сейчас мы заказываем то ли в Китае, то ли на Тайване.

В том, что касается двигателей, вопрос заключается в том, продаёт их Россия или нет. Установить, что они будут использоваться только в мирных целях, довольно сложно. Тут надо выяснить, что имеется в виду. Эти двигатели не применяются в боевых ракетах, соответственно, можно догадаться, что речь идёт о выводе на орбиту спутников военного назначения. Но каким образом это можно будет отрегулировать, сказать невозможно. Это особенно забавно выглядит на фоне того, что американская администрация затратила немало усилий, чтобы вывести этот проект из-под режима санкций.

Виктор Литовкин, руководитель редакции военной информации ИТАР-ТАСС:

С помощью этих двигателей, которые используются в ракете «Atlas-5», США выводят на орбиту военные спутники, именно это имеется в виду под их военным применением. И определённая логика в ограничениях на их поставки есть — если американцы отказывают нам в военном сотрудничестве, прерывают все военные связи, то почему мы должны помогать им осуществлять их военную деятельность. Но нужно понимать, что санкции — всегда обоюдные, они угрожают обеим сторонам. Допустим, мы не предоставим американцам РД-108, но у них уже какой-то запас этих двигателей есть, штук 40. А если не будет подписан контракт на следующую партию, то наш завод «Энергомаш» потеряет очень неплохие деньги. США тоже, конечно, придётся не сладко, потому что сделать подобный двигатель они не в состоянии, хотя уже давно пытаются, и мы давали им такую возможность. Сейчас им понадобится для этого лет 10. Так что санкции — не лучший способ разговаривать друг с другом, но на хамство нужно отвечать.

Нужно понимать, что американцы вообще затянуты в российское оборонное производство достаточно глубоко. Например, 40% «Лайнера мечты» — Боинга-787 — сделано на российском титановом заводе. Весь «скелет» корпуса, шасси — это российские заготовки и российские детали. И если мы с американцами пойдём по пути взаимных санкций, то «Боинг» потерпит серьёзные убытки. Точно такая же ситуация и с и «Аэробусом», все эти самолёты в основе имеют российские титановые детали. Так что «размахивать санкциями» не очень умно и не очень дальновидно, но как-то ущучить своего политического партнёра хочется, так что приходится идти на такие шаги. Я не думаю, впрочем, что это будет продолжаться долго.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.