В обществе

В обществе Эхо прошедшей войны

21 МАЯ 2014 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ

ИТАР-ТАСС

Сегодня в полдень мои коллеги-«мемориальцы» Олег Орлов и Ян Рачинский представляют результаты десятидневной поездки в Донецкую область. Смотрите онлайн-трансляцию: http://www.memo.ru/d/197809.html

Правильнее было бы сказать не «поездки», а «экспедиции»: восточно-украинская реальность слишком, не по-здешнему, экзотична… Или, наоборот, слишком «здешняя» — мы-то через всё это уже прошли, только старательно забыли.

Нехорошая со всех сторон и «нелегитимная» хунта… то есть власть Джохара Дудаева. Очень независимая и правильная «оппозиция» этому режиму, укрепившаяся в Донецке… то есть в Надтеречном и Урус-Мартановском районах. Наилегитимнейшие народные мэры… то есть «Временные советы».

Бои в городах, трижды разрушенный Грозный. "Волеизъявление" народа в условиях вооруженного конфликта и необъявленного военного положения — процедуры наипрозрачнейшие и наичестнейшие, освящённые предтечами волшебника Чурова. Ну-ка, загибаем пальцы! В декабре 1995-го — выборы, спровоцировавшие возобновление войны после полугодичного замирения. В июне-июле 1996-го — и тоже сразу война по полной, до поражения и Хасавюрта. В декабре 1999-го и в марте 2000-го — выборы тоже, между прочим, по отчетам типа состоялись, хотя война в разгаре и никакого намека на голосование в республике не было, только сотни тысяч беженцев.

В современном Донецке я не был, но кроме перемещений в пространстве возможны еще и путешествия во времени.

Очень многое в нашей нынешней реальности не просто имеет в прошлом полезные для осмысления аналогии. Там — корни. А порою современные герои оттуда пришли, и даже не переобувались. И про каждого можно если не сагу сложить, то написать фельетон.

Если говорить об украинских событиях последних трех месяцев, то тут российские СМИ чаще всего вспоминали очень вовремя покинувшего этот мир Сашка Билого, Александра Музычко, воевавшего в Чечне в 1994-1995 годах.

А вот сообщение агентства РБК о том, что российскими войсками в Крыму командовал генерал Игорь Турченюк, заместитель командующего Южным военным округом, отечественные массмедиа не тиражировали, хотя и не опровергли. В 1999-2000 годах в Чечне Турченюк командовал 138-й отдельной мотострелковой бригадой, в расположении которой исчезли, а потом были найдены — в земле — семь местных жителей. Разумеется, об эффективном расследовании этого факта речи также не было.

*****

И тут мы наконец подходим к нашему герою и его незаслуженно забытым делам. Я про Игоря Александровича Стрелкова, он же Игорь Вячеславович Гиркин. Про него как раз пишут много. Мол, из «реконструкторов». Об основной специальности говорят меньше.

Стрелков участвует в событиях в Донецкой области с середины апреля 2014 года. Почти сразу же появились комментарии, в которых его отождествляли с офицером, действовавшим в составе 45-го полка спецразведки воздушно-десантных войск в окрестностях села Хатуни Веденского района Чечни в 2001 году и причастным к насильственным исчезновениям жителей Чеченской Республики. Но не было полной уверенности: в самом деле, фамилия Стрелков могла быть псевдонимом, позывным, используемым в разное время для оперативного прикрытия разных людей. Сомнения рассеял сам «Стрелков» в своем комментарии от 16 мая:«Помнится, только в 2001 году в районе лагеря Хатуни меня местное чеченское население "упокоило" не меньше трех раз».

Всего в 2001 году в окрестных селах Хатуни, Махкеты и Тевзени военными были задержаны и исчезли десятки человек. Об этом тогда много писала Анна Политковская, именно там ее задерживали, именно в этом военном лагере негостеприимно держали несколько дней. А потом героев ее статей поубивали — будто по списку…

Правозащитному центру «Мемориал» известно о четырех эпизодах насильственных исчезновений в окрестностях села Хатуни, в которых фигурирует человек по фамилии Стрелков. Ниже эти эпизоды кратко изложены в соответствии с хронологией. В результате исчезли шесть человек. Но этим последствия не ограничиваются: две сестры одного из тогда исчезнувших стали спустя три года террористками-смертницами. Жертвами первой стали 42 пассажира и члена экипажа взорванного самолёта. Вторая сестра участвовала в захвате школы в Беслане.

******

Кагиров Бауди Дениевич и Кагиров Хаважи Дениевич были задержаны военнослужащими в ночь на 9 апреля 2001 года и увезены в часть ВДВ, дислоцировавшуюся у села Хатуни. Впоследствии некий «полковник Николай Стрелков» заявил родителям похищенных братьев, что их вообще никто никуда не увозил. Вполне возможно, что речь идет об Игоре Стрелкове —чеченцы из горного села запросто могли перепутать имя, не так понять число и размер звездочек на погонах. Такое бывало: полковника Гаждиева как-то уверенно называли старлеем. Кагировых увезли на вертолете в Ханкалу — мать видела их в телевизионном сюжете оттуда. Уголовное дело приостановлено, судьба Кагировых неизвестна.

Нагаев Увайс Салманович был похищен из своего дома в с. Тевзени Веденского района 3 мая 2001 года сотрудниками федеральных силовых структур, прибывшими на бэтээрах. Родственники обратились к Шамилю Орцуеву, посредничавшему между военными и местными жителями. Тому удалось узнать, что в задержании Нагаева участвовали некие «Ушаков» и «Стрелков», что доставили его в расположение группировки ВДВ рядом с селом Хатуни, пытали, а потом якобы взорвали. О местонахождении тела посредник не сообщил, а вскоре и сам был убит: 14 июня 2001 года военные расстреляли его автомобиль из гранатомета. Впоследствии сестры Увайса Нагаева стали террористками-смертницами: Аминат Нагаева 24 августа 2004 года взорвала над Тульской областью самолет ТУ-134 кампании «Волга-Аэроэкспресс», следовавший из Домодедово в Волгоград, — погибли 43 человека. А Роза Нагаева участвовала в захвате школы в Беслане 1 сентября 2004 года.

Шаипов Увайс Ильясович был задержан сотрудниками федеральных силовых структур,среди которых был Игорь Стрелков, 23 мая 2001 года Шаиповна такси ехал из Грозного домой вТевзени. При въезде в село на блок-посту машину остановили, проверили документы и заявили, что задерживают Шаипова. Родные, узнав, поехали на пост. На вопрос, почему задержали, там ответили, что подозревают Увайса в связях с боевиками, что, согласно оперативной информации, в марте 2001 года он был проводником. Шаипова увезли на базу в Хатуни. Там офицер, который вышел к родственникам, заявил, что Увайса освободят после допроса, однако ни в этот день, ни впоследствии Шаипов освобожден не был. Родственники через посредников вступили в переговоры с офицерами этой воинской части, которые согласились освободить Увайса сначала за два автомата, потом потребовали также пистолет Стечкина, а затем еще и тысячу долларов США. Таких денег у Шаиповых не было. Впоследствии военные утверждали, что Шаипова сразу после доставления к ним увезли на военную базу в Ханкалу, а в конце концов стали отрицать сам факт его задержания. Он исчез.

Ташуев Супьян Муцалиевич и Дуртаев Бислан Хаважиевич. Задержаны 8июня 2001 года в селе Хатуни военнослужащими на бронетехнике и увезены в неизвестном направлении. Согласно информации Уполномоченного по правам человека в ЧР, похитителями командовали офицеры 45 ОРП СПН ВДВ Проскурин и Игорь Стрелков. Ни одна из силовых структур не признала свою причастность к их задержанию. По факту их похищения прокуратура Веденского района возбудила уголовное дело № 73016 по ст.126 ч.2 УК РФ (похищение человека), вскоре приостановленное «в связи с невозможностью установить лиц, причастных к преступлению» согласно п.3 ст.195 УПК РСФСР. Как и тысячи подобных дел. Судьба Супьяна Ташуева и Бислана Дуртаева неизвестна.

*****

Обо всем об этом мы писали восемь лет назад (Здесь живут люди. Чечня: хроника насилия. Часть 3. Апрель-июнь 2001 года. / М.: «Звенья». 2006. СС.49-51, 124-125, 303-304, 389-391). Что изменилось? «Какие уроки мы можем извлечь из этого, товарищи?»

Во-первых, эти исчезновения — как и десятки прочих в окрестностях базы в Хатуни, как и тысячи других за всю «вторую Чечню» — по-прежнему не расследованы «в связи с невозможностью установить лиц, причастных…» Есть Сергей Лапин — Кадет, осужденный усилиями Натальи Эстемировой, Анны Политковской, Стаса Маркелова.

Теперь вот «Игорь Стрелков» заявил о себе, и родственники могут требовать от прокуратуры возобновить расследование дел. Ведь насильственные исчезновения — там, где они превращаются в распространенную и систематическую практику — суть преступления против человечности, не имеющие срока давности.

Во-вторых, наконец понятно, с чем стОит сравнивать подвалы Славянска, где держит заложников «Донецкая Народная Республика»: с ямами, с зинданами Хатуни и Ханкалы, о которых писала Анна Политковская.

И третье — это последствия. Причинно-следственные связи. Между исчезновением Нагаева — и тем, что его сестра взорвала самолет и унесла четыре десятка жизней. Сколько раз говорили мы, что насильственные исчезновения не есть средство эффективной борьбы с терроризмом, но скорее создание новой мобилизационной базы для организаторов террора. Сегодняшнее насилие, нынешние преступления, если они не названы и не наказаны, отзовутся в будущем.

Когда садился за справку об «Игоре Стрелкове», не подозревал ведь, что ниточка дойдёт до Беслана и рейса из Домодедово…

Как тесен мир, как все взаимосвязано и как напоминает о себе наше прошлое, если мы пытаемся его забыть.

Прошлое, оно ведь никуда не уходит.

Оно возвращается и мстит.


На фото: Украина. Славянск. 27 апреля. Командующий силами народного ополчения Славянска Игорь Стрелков (справа) во время общения с журналистами в здании Службы безопасности Украины (СБУ), куда были доставлены офицеры спецназа "Альфа" СБУ, захваченные народными ополченцами Донецкой области.

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев





Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.