Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

26 МАЯ 2014 г.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Первое — выборы состоялись. Это уже очень существенная символическая победа, так как понятно, что сосед хотел, чтобы они не прошли, и многое для этого сделал.

Второе — значение этого события в большой степени именно символическое, сразу после выборов ничего радикально не изменится. Был Турчинов, стал Порошенко — всё равно остаётся проблема с Крымом, с газом, с Востоком и с Россией. Никаких оснований ожидать, что прямо сейчас жизнь станет лучше, я не вижу, хотя многие считают, что сегодня проголосовали, а завтра уже всё наладится. На самом деле примерное время этого процесса измеряется годами, может быть, двумя, может быть, пятью, но какие-то улучшения начнут ощущаться только тогда.

Третье, что важно подчеркнуть — украинские элиты продемонстрировали готовность следовать украинским законам, даже в ущерб своим сиюминутным интересам. Было понятно, что Юлия Владимировна Тимошенко выборы проигрывает, и многие ожидали, что она станет их торпедировать, вплоть до того, что вступит ради этого в какие-то договорные отношения с Кремлём. Но этого не произошло, и не потому что Юлия Тимошенко — человек высоких моральных качеств, а потому что она — человек разумный и понимает, что любая утечка информации о контактах с Москвой для неё будет гибельна. То есть благодаря политике России налицо вынужденная, но абсолютно реальная сплочённость элит на основе европейского выбора, то есть принципов конкурентности, прозрачности и соблюдения законов. В этом смысле расхождения с Россией необратимы, потому что тут государство основывается на уважении к одному-единственному закону: кто начальник, тот и прав. Это главный фундаментальный принцип, которому следовал Янукович и который Украина ценой больших жертв отказалась применять.

Например, Турчинов понимал, что его позиция как и.о. президента выборами будет уничтожена, он не будет больше возглавлять страну. Другой на его месте стремился бы сохранить своё положение, но Турчинов видел свою обязанность в том, чтобы провести выборы, после которых он уйдет. И это при том, что он принадлежит к партии Тимошенко, как и Авваков, и Яценюк, позиция которых будет ослаблена новым президентом. Но зато они усилили позиции Украины, и это очень важно. По хорошему, по плохому, по глупости или по уму — неважно. Важно, что они в принципе это сделали. Это очень хороший знак для Украины и её государственности.

Четвёртое соображение заключается в том, что все три лидера гонки, в сумме набравшие 75% — Порошенко, Тимошенко и Ляшко — жёстко настроены против России и за европейский выбор. Причём Порошенко в свое риторики наименее агрессивен из всех. То, что они собрали в сумме 3/4 голосов, означает, что в украинском обществе есть консенсус, который заключается в стремлении к европейскому курсу, то есть всё в той же самой конкуренции, уважению к законам, прозрачности и борьбе с коррупцией.

Пятое — крушение российской пропаганды, которая стращала всех «Правым сектором» и Бог знает, чем ещё. По телевизору, в «Вестях-24» показывали график, по которому Ярош набирает 37% голосов, а Порошенко отстаёт от него на 10 процентных пунктов. И непонятно — то ли это один избирательный участок, то ли отдельный избирательный округ, там не было никаких надписей. Просто диктор говорит о чём-то своём, а сзади висят эти «столбики» с цифрами. Это удивительная по низкому качеству пропаганда. Возможно, такое может быть в одном округе, где Ярош родился, его знают, любят и так далее. А всего в действительности он набрал около 1%, и это — его реальный электоральный рейтинг. Такова цена всем рассуждениям о фашизме, национализме и прочим страшилкам.

Наконец, шестое — абсолютно поражение коммунистов и «Партии Регионов», которые парадоксальным образом являются одним и тем же. Это партии бывшего «совка», которые исходят из того самого принципа, что «кто начальник — тот и прав», для которых вопрос, кто именно персонифицирует эту идеологию, неважен. Это может быть и товарищ Янукович, который отнюдь не является коммунистом, но происходит из среды, считавшейся коммунистами классово близкой в силу того же самого принципа: «кто пахан, тот  и руководит». И Добкин, набравший два процента, и Симоненко, который вообще снялся с выборов — проиграли.

В этом смысле Украина отчётливо стала европейским государством, у которого теперь есть будущее. Понятное дело, что оно проявится не сразу, придётся решать множество проблем, это долго и трудно, но ясно, что в конечном итоге Украина становится восточно-европейской страной. Не факт, что в этом процессе преобразований она сохранит территориальную целостность или, тем более, вернёт Крым, всё ещё есть угроза отделения Юго-Востока. Но большая, основная Украина становится часть Европы.

А Россия, соответственно, за этот год проиграла во внешнеполитических смыслах невероятно много. Она никогда так много не проигрывала. Во-первых, Украина из дружественного соседа, которого даже планировали вовлечь в Таможенный и Евразийский союзы, превратилась в отчётливо недружественную страну. Во-вторых, всё постсоветское окружение чрезвычайно встревожилось, глядя на происходящее, и начало активно искать дорогу в НАТО: начиная с Грузии, продолжая Молдавией и Прибалтийскими республиками. Даже нейтральная Финляндия на уровне министерств иностранных дел и обороны выражала сомнение в целесообразности сохранения внеблокового статуса.

Кроме этого, Россия получила ещё как минимум три болевые точки, которые дорого стоят, будут стоить ещё дороже и не приносят ничего. Это Приднестровье, которое всегда было убыточным, но которое раньше можно было поддержать через нейтральную Украину по железнодорожному коридору. А теперь Приднестровье зажато в клещах между двумя недружественными государствами: Молдавией, которая хочет в ЕС и НАТО, и Украиной, которая хочет пока только в ЕС. Вторая такая точка — Крым, также изолированный от России и нуждающийся в содержании. И третья — луганско-донецкая территория, про которую непонятно, что именно она будет собой представлять, удастся ли её вернуть в состав Украины или она пустится в самостоятельное плавание. Но в любом случае это не самое удачное приобретение, особенно если России придётся платить за него кровью, оружием и деньгами. В общем, за этот год Путин существенно ухудшил геополитическую ситуацию России.

Зато заметно улучшил свою собственную ситуацию. Он сплотит население, создал ощущение «осаждённого лагеря», то есть удачно конвертировал геополитические поражения в свои политические победы. Теперь-то, когда кругом враги, только Путин может нас спасти. Это тоже вполне советская идея, и если разумно посмотреть, то становится ясна его реальная система приоритетов. То, что Россия поиграла везде, где могла, волнует его мало, потому что он сам выиграл то, что хотел: продолжение пребывания во власти на неограниченный отрезок времени, несмотря на то, что ситуация ухудшается и будет продолжать ухудшаться. Но он объяснит народу, что ухудшающееся экономическое положение — это происки Запада, что надо сплотиться, и так далее. Так что вопрос о реальных приоритетах этого человека за этот год для тех, кто старается наблюдать за реальными событиями, а не за пиар-процессами, стал достаточно ясен. Его власть — на первом месте, а всё остальное — средства для её укрепления.


Георгий Чижов, политолог:

Исполняющий обязанности президента понимал, что ему свои полномочия сдавать очень скоро, и поэтому не брал на себя ответственность за наиболее тяжёлые решения. Возможно, именно этим определяется непоследовательный характер операции на Востоке и всё прочее. Сейчас, после выборов, есть легитимно избранный президент и легитимная Верховная рада, которая больше не должна брать на себя, в лице своего председателя, лишних полномочий. Будет ли сейчас переформатировано правительство — ещё непонятно, формируется оно Радой, но точно уже сложился необходимый набор для того, чтобы отказаться от «временности» и вплотную заняться решением проблем, стоящих перед страной. Победа Порошенко вполне предсказуема, все эксперты ожидали примерно этого, вопрос был только в том, удастся ли ему победить в первом туре.

Выбирая Порошенко, люди голосовали за свои представления о том, что есть некий кандидат, настроенный национально-демократически и проевропейски, но при этом умеренный и способный наладить компромисс со всеми, с кем его вообще можно наладить. Это такой универсальный кандидат, что обычно и бывает, если выборы заканчиваются в один тур. Но теперь ему предстоит выйти из удобного для него широкого «электорального гнезда» и начать осуществлять реальные действия, рискуя на каждом шагу терять сторонников. Способен ли он на это, сказать сложно.

Большинство украинцев ожидает борьбы с коррупцией, которая может быть продемонстрирована двумя способами: через назначения людей с безупречной репутацией и через принятие каких-то системных решений, способных увеличить прозрачность государственных расходов. Именно это сейчас основная тема. Понятно, что в принципе куда важнее вопрос выхода Украины из экономического тупика и изменения государственного устройства, предложения по этому вопросу были сформированы ещё временным правительством Яценюка. Но для простых избирателей, которые принесли Порошенко победу, именно коррупция является наиболее острой темой. Все задаются вопросом, сможет ли он перекрыть прежние схемы обогащения небольшой горстки власть имущих. Если ему удастся это продемонстрировать, то его поддержка принципиально не упадёт, но если нет, то в ближайшее время он может лишиться симпатий значительной части своих избирателей.

Про изменения отношений между Россией и Украиной пока говорить трудно, потому что мяч тут на поле Москвы. Но Пётр Порошенко, по крайней мере, не относится к той мифической «хунте», о которой говорят в Москве, и мосты для переговоров с ним не сожжены. Возможно, у него есть свои собственные предложения и ходы, с которыми он собирается пойти навстречу России, но пока вопрос в наличии доброй воли у Кремля: захочет ли Москва начать какие-то конструктивные переговоры или по-прежнему будет вкладывать максимум усилий в поддержку непризнанных республик. Евроинтеграцию Порошенко однозначно всегда поддерживал. По этой части в украинской элите сейчас сложился консенсус, возможно, даже более убедительный, чем среди избирателей, среди которых, судя по данным социологических опросов, примерно четверть опасается идти в сторону Запада.

Скорее всего, досрочные парламентские выборы также будут инициированы. Это было бы логично — нынешняя Рада была избрана в совершенно иных условиях и сейчас даже близко не отражает политических симпатий в обществе, поэтому избранному президенту опираться на неё будет довольно сложно. Его собственной политической силы там нет вообще, только неформальная группа из нескольких десятков депутатов, а доминируют там группы, которые на президентских выборах показали низкие и очень низкие результаты. Но, с другой стороны, президент не может просто ни с того ни с сего назначить парламентские выборы, а добиться того, чтобы сами депутаты проголосовали за это, будет непросто, именно потому что доминирующие фракции рискуют в новом составе Рады иметь куда меньшее представительство. Особенно это касается «Партии Регионов», которая, если ориентироваться на президентские выборы, может вообще не пройти в парламент.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.