В обществе

В обществе Прямая речь

10 ИЮНЯ 2014 г.

Алёна Солнцева, театральный критик:

По существу тут не о чем говорить, потому что нельзя серьёзно рассуждать о том, что произошло какое-то событие. Мне кажется, что это — очевидная глупость. Потому что если бы, например, я была министром культуры и у меня была бы задача идеологического гнёта, то я бы сделала это иначе: ссылаясь на какие-то законы, выпустив первоначально некий циркуляр, который определял бы некоторые параметры этого процесса и так далее. По идее, если это — какая-то политика, то она должна иметь симптомы системности. А в данном случае речь идёт о том, что в газете «Культура» пару месяцев назад был опубликован список произведений, «вредных для здоровья нации». Опубликовала его главный редактор этой газеты Елена Ямпольская.

Параллельно с этим из Совета по драматургии Министерство культуры скопом вывело кучу людей, имеющих репутацию новаторов, и привела туда людей, имеющих совсем другую репутацию или не имеющих её вовсе. Но тогда казалось, что какие-то правила будут соблюдаться, потому что часть пришедших людей — вполне нормальные и порядочные, просто известные своими консервативными взглядами. И многие говорили о том, что будет исправлен некий перекос, когда много денег и внимания уделялось новаторскому искусству, а сейчас это уравновесят или будут поддерживать искусство «центральное», мейнстримовое, а радикальное, как с той, так и с другой стороны, будет притормаживаться. Казалось, что будет какая-то политика.

Но в данном случае происходит совершенно другое: человек просто берёт дубину и начинает размахивать ею направо и налево, случайно попадая по самым заметным вещам. Пьеса Жанайдарова уже была разрешена к показу, её ставили в разных театрах, это не новое событие. Но так как она была упомянута в «списке Ямпольской», то сразу привлекла к себе внимание. Мне нравится реакция Гаврилова, который написал очень красивое письмо, где говорит о том, что Минкульт никогда не заботился об этом фестивале, не помогал ни идейно, ни деньгами, никак. Первое вмешательство этой организации в дела художественного фестиваля за 10 лет — это абсолютно идиотская инструкция, такая «телеграмма»: уберите или мы..! Что это такое? Это поведение ведомства? У них есть в голове какая-то логика? Какие-то представления, если не о приличиях, то о законах, о какой-то системной политике, о границах их полномочий? Или это просто скопище неуравновешенных людей, которые периодически выстреливают в разные стороны непонятно какими актами?

Понятное дело, что они вызывают бурю эмоций и приводят к дестабилизации общественного настроения, к ощущению полного произвола. Для меня это действие — полная загадка. Какова цель министерства? Может быть, отвлечь людей от насущных проблем, чтобы они занимались всякими глупостями? Потому что, скажем прямо, если бы этот спектакль показали бы на книжном фестивале и его посмотрело бы 15 человек, 10 из них — дети знакомых авторов программы, никакого мировоззренческого крена бы не произошло. Это не «Первый канал» в прайм-тайм. Это внутреннее, небольшое, скромное событие, которое посещают те москвичи, которые хотят, там нет мата, есть только какие-то намёки, которые таким странным образом поняли эти люди. А люди, которые настроены другим образом, поняли бы его по-другому. Так что это — первый случай цензуры на основании возможной интерпретации. В общем, это всё говорит о непрофессионализме людей, которые работают в Министерстве культуры.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.