В обществе

В обществе Владимир Путин сходил в Интернет

11 ИЮНЯ 2014 г. АНДРЕЙ СОЛДАТОВ

Выступление главы российского государства на форуме «Интернет-предпринимательство в России», которого IT-сообщество ждало с нетерпением, оказалось не слишком содержательным. Ясности в том, как далеко государство готово зайти в регулировании интернета, не прибавилось. Вопросы остались как в отношении деятельности отдельных блогеров, так и больших интернет-компаний. В частности, чем считать новостные сервисы популярных поисковиков. Депутат Луговой некоторое время назад уже внес в Генпрокуратуру запрос о статусе «Яндекс.Новостей» и в случае подтверждения его подозрений — ясное дело, СМИ и должны регулироваться как СМИ — был готов приняться за соотвествующий законопроект немедленно.

ИТАР-ТАСС

Последнее, что имеет смысл обсуждать после этой встречи, — то, что сказал на ней Владимир Путин. Потому что он ограничился крайне расплывчатыми высказываниями по поводу всех имеющихся проблем, связанных с регулированием, и попытался с обычным своим лукавством сделать вид, что все они сводятся к борьбе с педофилами и наркоманами.

Имеет смысл говорить о том, как вели себя на этой встрече главы Интернет-индустрии. Потому что они, прямо скажем, не выглядели лидерами того бизнеса, который развивался самыми быстрыми темпами последние 15 лет и вышел на такие позиции, что Россия стала одной из немногих стран в мире, где местный Интернет-сервис на равных конкурирует с глобальными платформами. «Яндекс» в России на равных бьётся с «Гуглом», Mail не менее популярен, чем Gmail или Yahoo, местные платёжные системы столь же важны и востребованы, как глобальные, и то же самое по части конкуренции Ozon и Amazon.

Представителинаших IT-компаний оказались слишком осторожны для того, чтобы сформулировать общую позицию индустрии в отношении происходящегов Интернете. Поразительно, что на первой открытой сессии тема регулирования не поднималась вообще — этот вопрос не обсуждался. Говорили о том, что было синтернетом 20 лет назад, что будет ещё через 20 лет, но вообще не говорили орешениях Думы. Блогерский закон был упомянут один раз, новым «лицом» «ВКонтакте» Добродеевым-младшим, который с некоторой гордостью сказал, что в их социальной сети 80 тысяч групп с числом подписчиков больше 3 тысяч, что, по новому закону, приравнивает их к СМИ. То есть их там чуть ли не больше, чем у всех Интернет-СМИ в стране.

Вывод: самоцензура среди интернет-предпринимателей была поразительной. Единственным человеком, который решился произнести страшное слово «регулирование» был Дмитрий Гришин из Mail.ru, причём говорил он на эту тему в крайне общих словах, дойдя в конце концов до того, что «мы всё-таки не отмороженные и с государством сотрудничать готовы».

При этом известно, что все ограничивающие меры не проходят для компаний без финансовых потерь. Одна ремарка Путина в апреле по поводу «Яндекса», что тот начинался как проект с западным влиянием, уронила акции поисковика на 5%, а Mail.ru и QIWI на 10-15%. Проблемы касаются как позиций на фондовых рынках, так и перспектив электронной торговли, которая сейчас под угрозой, есть вопросы в сфере авторского законодательства, весьма важные для социальных сетей. То есть инициативы, которые сейчас осуществляются в отношении интернета, носят не только политический характер и продолжают общий тренд по завинчиванию гаек, но причиняют компаниям и финансовый урон.




На фото: Россия. Москва. 10 июня. Президент РФ Владимир Путин (справа) во время форума "Интернет-предпринимательство в России" на территории бизнес-центра Silver City.

Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Дружинин







Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.