Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

16 ИЮНЯ 2014 г.

Георгий Чижов, политолог:

Если бы границу удалось закрыть, это действительно изменило бы ситуацию. Потому что основная проблема этой контртеррористической операции в том, что из России постоянно перебрасывается вооружение, техника и, по всей видимости, люди. Совершенно очевидно, что в таких условиях операция может длиться бесконечно долго, потому что ресурсов с российской стороны поступает несравненно больше, чем с украинской. Но с самим взятием границ под контроль возникают серьёзные проблемы. По официальному признанию украинских пограничников, они не контролируют участок протяжённостью 180 км, что является колоссальной цифрой. Связано ли это с плохой работой пограничной службы или с отсутствием согласования с другими силовыми структурами, сказать сложно.

В принципе, сама концепция охраны границ в Украине довольно странная. У пограничников изъято всё тяжёлое вооружение, у них есть только пистолеты, и, соответственно, они не готовы к охране границы, если даже её атакуют полувоенные формирования. А сейчас, по оценке специалистов, для эффективного закрытия границ необходимо создать укрепрайоны и мобильные группы, которые могли бы перемещаться между ними и отражать натиск. На сегодняшний день это требует больших материальных вложений, соответствующей техники и людей, а насколько Украина сейчас к этому готова — непонятно. Но пока границу не перекроют, война будет продолжаться.

При этом происходят какие-то изменения. Раньше игра шла практически «в одни ворота», и, несмотря на заявления о начале АТО, успехи были, в основном, у сепаратистов: они расширяли зону влияния, захватывали города, брали под контроль участки границы. А сейчас борьба пошла в двух направлениях: сепаратисты по-прежнему демонстрируют отдельные локальные успехи, но и военные стали их вытеснять с некоторых позиций. То есть очевидно, что контртеррористическая операция усиливается. Но продолжительность её зависит от решения ряда стратегических задач и, в первую очередь, от эффективного контроля границы. Если это удастся сделать, то конфликт может быть закончен в течение недели-двух. А если нет и всё необходимое для продолжения вооружённой борьбы будет поступать и дальше, то происходящее затянется на многие месяцы, которых у Украины нет. Экономика не выдержит полугодового противостояния и просто свалится в штопор, несмотря на отдельные позитивные сигналы, которые поступают сегодня. Ни один сценарий поступательного развития не предполагает продолжения конфликта на Востоке.

Вообще, после того как Кремль явно отказался от сценария прямого ввода войск, остаётся только догадываться, чего же Москва в действительности хочет. Многие склоняются к тому, что цель — простая дестабилизация обстановки, чтобы сделать украинское руководство более сговорчивым, но это, возможно, слишком простое объяснение. На самом деле страну можно просто разорить, подорвав доверие к нынешней власти, которая пока что пользуется достаточно большой поддержкой. Потому что если война быстро не закончится, то колоссальный экономической кризис приведёт к тому, что государство станет неуправляемым на фоне капитального падения жизненного уровня и большого количества беженцев. Даже предприятия Рената Ахметова, наиболее модернизированные среди всех, по оценкам профильных аналитиков, в нынешних условиях выдержат не больше 4-6 месяцев. Так что можно предположить, что именно это является кремлёвским сценарием, хотя убедительных доказательств этому нет.

Желающие просто отдать Донецкую и Луганскую области были с самого начала. Хотя там сосредоточена большая часть промышленного потенциала, оба региона являются дотационными, правительство поддерживало очень серьёзно, например, угольную отрасль в Донбассе. Так что если эти регионы от Украины отрезать, возможно, экономические показатели страны даже улучшатся. Но тут очень сильна, во-первых, моральная составляющая — для многих людей потеря этих территорий будет означать крупное поражение государства. Также в самих этих областях есть много людей, ожидающих, что правительство их защитит, а не предаст, отдав на откуп самопровозглашённым республикам. Кроме того, никто не верит, что в случае отказа от этих областей экспансия остановится — напротив, это может её только подогреть, и последует дестабилизация ситуации в Харьковской области и так далее. Сами сепаратисты этого, собственно, не скрывают, они прямо говорят, что хотят победить у себя и помочь своим товарищам в других областях Востока и Юга.

Поэтому вариант капитуляции тут трудно рассматривать. Если бы туда вошли российские войска, то можно было бы сдаться заведомо более сильному противнику. Но так речь пойдёт о капитуляции перед, фактически, бандформированиями, чего Украина себе позволить не может, несмотря на то, что такие мнения звучат: давайте сбросим эти области заодно с Крымом, и всё будет хорошо, останется украинская Украина. Относительно Крыма консенсус состоит в том, что воевать за него никто не будет, но мирным путём вернуть всё-таки попытаются. Никто пока не знает, в чём этот мирный путь состоит. Теоретически, он мог бы заключаться в том, что в Украине станет жить лучше, чем в России, и Крым вернётся, но понятно, что это, скорее, романтическая надежда.

Константин Батозский, советник губернатора Донецкой области:

Я не военный человек, мне тяжело комментировать действия армейских специалистов. Однако правда состоит в том, что большинство боевиков, воюющих против Украины сегодня, приходят со стороны российской границы, которую украинские силы до конца не контролируют. С этой точки зрения, перекрытие и укрепление границы – это нулевое условие наведения порядка. Правда, перекрывать в данном случае придется весь периметр, который составляет почти 2000 км.

Режим военного положения, о котором сейчас говорят, ограничивает гражданские права в части свободы передвижения и проведения собраний. Это необходимо для локализации террористов и затруднения их передвижений на местности. Едва ли этот шаг будет способствовать переговорному процессу. А сегодня настроения большинства жителей области однозначны: люди устали воевать и хотят мира.

По данным Донецкой областной государственной администрации, за время конфликта территорию области покинуло 150 тысяч человек. Администрация также эвакуировала из зон боевых действий 15000 детей, включая всех детей из интернатных учреждений и детских домов семейного типа. С этим направлением у нас возникают проблемы. В частности, на днях боевики ДНР угнали в Россию автобус с детьми из снежнянского интерната. Благодаря вмешательству губернатора Донецкой области Сергея Таруты, МИДов, офисов омбудсменов двух стран ситуацию удалось разрешить, и дети вернулись в Украину.

К слову, это было первый успешный опыт российско-украинского диалога с начала конфликта. Российские чиновники отнеслись к проблеме с пониманием и сработали очень оперативно. Губернатор предоставил собственный борт для эвакуации детей. Однако уже на следующий день ситуация «откатилась» – боевиками был сбит украинский ИЛ-76, а дальше последовали всем известные печальные события.

В целом, ситуация меняется каждую минуту. Украинское правительство имеет согласованную позицию, которую озвучил президент Порошенко. Мы выступаем за проведение широких переговоров с теми людьми, которые оставят оружие и откажутся от вооруженной борьбы. Мы признаем за этими людьми безусловное право на обустройство их родной земли. Для этого Кабмин инициировал административную реформу, которая предусматривает передачу большинства полномочий с уровня центра на уровень непосредственно громад – объединений граждан. Правительство готово провести широкую амнистию и освободить от преследования тех людей, на которых нет крови украинских граждан. С теми, кто не откажется от вооруженной борьбы, нам придется бороться полицейскими методами. Но мы хотим, чтобы эти люди добровольно сложили оружие и покинули территорию Украины, и выступаем за создание для них гарантированного коридора. Определить временные рамки этого процесса сложно. Но понятно, что залогом успеха его реализации будет наличие политической воли. В первую очередь – с российской стороны.






Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.