В Кремле

В Кремле Прямая речь

24 ИЮНЯ 2014 г.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора «Центра политических технологий»:

Я думаю, что отмена разрешения на ввод войск и поездка Путина в Австрию связаны. С одной стороны, Кремль понимает, что он не может войти на Восток Украины по многим причинам. Есть экономические соображения, угроза серьёзного расширения санкций второго уровня, а на крупные, может быть, на крупнейшие российские компании могут распространиться санкции третьего уровня. А всё-таки, в отличие от экономики СССР в период введения войск в Афганистан, российская экономика очень завязана на мировые рынки, она существенно более глобальна и интегрирована в мировое разделение труда. Соответственно, риски заметно выше. Кроме этого есть проблема, собственно, населения Востока, которое не ведёт себя так, как в Крыму, а по большей части хочет просто отстраниться от происходящего и надеется, что всё скорее закончится. Пророссийские настроения там не столь ярко выражены и не столь распространены.

В то же время России было и что попросить взамен. И если посмотреть на то, что Запад может предложить, то речь идёт не только об отказе от введения новых санкций или отмене существующих, но и, например, о продолжении реализации проекта «Южный поток». Австрия, Сербия и Венгрия демонстрируют, что они готовы продолжать работу, но есть проблема со страной, которую почти что нельзя обойти — с Болгарией. Для того чтобы миновать её, надо пересматривать весь проект, договариваться с Турцией, а это дополнительные проблемы, особенно если учесть, что Эрдогана достаточно сильно интересует проблема крымских татар. Но Болгария зависит от Европейской комиссии, а если Россия сможет договориться относительно Востока, не введёт туда войска и прекратит поощрять сторонников самопровозглашённых республик, то, возможно, Брюссель не будет чрезмерно придираться к «Южному потоку».

Другой момент касается статуса Крыма. Понятно, что никто не признает эту территорию российской, но какие-то отдельные шаги навстречу могут быть сделаны. Например, ЕС не против работать с крымскими компаниями, если они будут это делать через Украину. Значит, надо будет договариваться с украинскими властями, чтобы появились какие-то технические возможности. Таким образом, при сохранении коренных политических разногласий договариваться по конкретным вопросам можно, как уже договариваются по поводу поставок электроэнергии.

Но «отмотать» ситуацию в дипломатических отношениях назад не получится. Во-первых, вообще нельзя отменить уже произошедшие события. Во-вторых, вернуть ситуацию на момент «до Майдана» — значит, не позволить Украине идти на Запад. А это уже невозможно. До и даже во время Майдана можно было договориться с Януковичем, но сейчас это уже неактуально, 27 июня будет подписана экономическая часть соглашения с Евросоюзом, скорее всего, Рада его в кратчайшие сроки ратифицирует, и документ вступит в силу. Существует специальная договорённость, что он начнёт работать сразу после ратификации украинцами, до того, как это сделают 27 парламентов стран-членов Евросоюза. Еще останется проблема Крыма и очень сильная обида в Украине на Россию, даже если сейчас удастся решить проблему Востока. А там много очень серьёзных рисков, связанных с тем, что часть людей, воюющих с украинскими властями, могут не уйти и не признать компромисс, так как они очень идеологизированы и не приемлют Украину как страну. Так что сказать: «Давайте начнём всё с чистого листа», невозможно.

Кроме этого, есть проблема энергодиалога, которая сейчас отошла на второй план в связи с переговорами на Востоке и запросом президента в Совфед. Но сама проблема никуда не ушла, вопрос энергозависимости Европы и Украины остаётся, и его как-то будут стараться решить и украинцы, и западные страны. А Россия будет стремиться к тому, чтобы сохранить свои позиции на этих рынках.

Наконец, что очень важно, хотя по конкретным вопросам можно договариваться, нельзя вернуть такой нематериальный, но очень важный ресурс, как доверие. Украина России доверять после произошедшего не будет. И речь идёт не только о киевской власти или какой-то части украинской элиты, но обо всём украинском обществе. Потребуется много времени и сил, чтобы это доверие восстановить.

Владимир Волков, экономический обозреватель:

Договариваться со всеми странами, по территории которых проляжет труба, придётся в любом случае, вне зависимости от решения по третьему энергопакету. Газпром, скорее всего, рассчитывает, что это соглашение на «Южный поток» всё-таки распространяться не будет, хотя пока что риторика европейцев этому не способствует. Скорее всего, эта поездка — такая «игра на опережение», в расчёте на то, что убедить Европу в справедливости позиции России и Газпрома по этому вопросу всё-таки удастся. Ситуация на Украине использовалась и продолжает использоваться в качестве иллюстрации того, какие проблемы могут создавать страны-транзитёры. Всё-таки «Южный поток» станет трубой, которая будет прямым «мостом» между Россией и ЕС, без посредников. И договариваться о таком долгосрочном проекте, как строительство подобной трубы, надо заранее, а Газпром может рассчитать и начать строить заранее, даты назывались уже много раз.

Основная проблема третьего энергопакета — необходимость пускать некоего второго поставщика в свою трубу. С какой, собственно, стати? Проект дорогой, и почему Газпром должен делиться своей инфраструктурой с кем-то другим? Причём этого кого-то ещё нужно найти. По сути, Европа настаивает на том, чтобы Газпром за свои деньги обеспечивал интересы конкурента, или там должна быть зарезервирована часть мощности, которая не будет использоваться с расчётом на то, что появится второй поставщик.

При этом третий энергопакет также запрещает владение магистральными трубопроводами для производителей газа. Газпром — уникальное явление, так как это и владелец транспортной инфраструктуры, и производитель. Кардинальным решением было бы разделение его на транспортную и производящую составляющие. Сейчас эта идея даже не обсуждается всерьёз, но в перспективе нескольких лет или нескольких десятков лет подобная реформа возможна. Нечто схожее произошло в своё время в электроэнергетике с РАО ЕЭС, когда огромную компанию, владевшую всем, разделили на генерирующую составляющую и сети. Сейчас это не очень реально, но ждать, пока это произойдёт, никто не собирается. Так что акцент в переговорах будет делаться на попытках убедить Европу в том, что позиция Газпрома разумна и «Южный поток» должен стать исключением. Скорее всего, эти попытки увенчаются успехом.

Сейчас в этих переговорах много эмоций, потому что украинская история вновь подняла в Европе вопрос поиска альтернативных поставщиков и диверсификации поставок газа. Но, как много раз заявляла Россия и в Европе с этим даже соглашаются, возможности замещения российских поставок нет, во всяком случае — экономически целесообразных, ни сейчас, ни через какое-то количество лет. Если даже будет принято политическое решение о закупках газа из Америки, он всё равно будет дороже. Если руководствоваться только экономическими соображениями, то российский газ в нынешней доле европейского потребления останется.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.