В экономике

В экономике Прямая речь

26 ИЮНЯ 2014 г.

Сергей Пархоменко, журналист, общественный деятель:

На самом деле это очень последовательная инициатива, поскольку понятно, что российская власть, в том числе — законодательная, видит очень большую опасность в том, что люди каким-то образом организуют неконтролируемые государством финансовые потоки. Вообще для российского политика контроль над финансовым потоком — вещь абсолютно священная, они в политику для того и идут, чтобы этим заниматься. А все возможности, которые предоставляет интернет: краудфандинг, платёжные системы и так далее, приводят к тому, что эти потоки начинают жить по каким-то своим законам. И дело здесь даже не в анонимности. Когда человек, например, что-то покупает через интернет — он совершенно не анонимен. Он вписывает и своё имя, и данные своей кредитной карточки, и свой домашний адрес, куда должны будут доставить товар. Так что это борьба не с анонимностью, а в принципе с тем, что люди свободно распоряжаются деньгами и направляют их на то, что им представляется важным.

Конечно, самая опасная ситуация — когда люди направляют средства на поддержку какой-то деятельности, инициатив и проектов. Очевидно, что это идёт в разрез с общей политикой государственной власти в России, которая хотела бы быть источником жизни для всего. Например, для прессы: пожалуйста, газета может существовать, но только если мы, государство, будем её содержать. Сама зарабатывать и стоять на ногах она не может, ни рекламные возможности, ни продажа тиражей не могут сегодня обеспечивать существование независимого СМИ. Это касается и печатных изданий, и традиционных электронных СМИ, радио и телевидения, и всё больше и больше это касается средств массовой информации, функционирующих в интернете.

То же самое касается и общественных организаций. Государство хочет, чтобы в России был один-единственный источник средств, который является действительно надёжным и законным — само государство. Чтобы если люди хотели что-то сделать, то просили бы деньги у них и нигде больше не могли бы их собрать. Тем более их раздражают различные самочинные гражданские проекты, не имеющие юридического оформления, например, «Диссернет». У него нет ни юридического лица, ни фонда, ни офиса, ни директора, ничего — это гражданская инициатива. Она существует за счёт пожертвований граждан, осенью и зимой эти средства собирались с помощью портала Planeta, и люди пользовались при этом различными платёжными системами: Яндексом, PayPal и другими.

И российским властям, конечно, не нравится, что таким образом возникают какие-то «неконтролируемые деньги». Им нужно как можно больше ограничить эту деятельность, затруднить и сделать её как можно менее выгодной в коммерческом отношении. Кроме всего прочего эти законы создают прекрасную возможность как-то мучить эти коммерческие структуры: подвергать их проверкам, приходить с обысками, арестовывать счета. И процесс здесь может быть ещё важнее, чем результат. На основании такого закона можно всё более и более глубоко интересоваться, как работает та или иная система, делая её жизнь всё менее и менее выносимой.

Антон Носик, журналист, популярный блогер:

Это всё находится в общем тренде уничтожения национальной экономики. Давайте придумаем ещё какие-нибудь невыносимые условия для коммерческого сектора, давайте ещё кого-нибудь поставим на грань разорения, на случай, если того, что произошло до сих пор — мало. Это всё работа в одном направлении: демонтаж экономики России и превращение её из коммерческой в полностью зависимую от государства, чтобы дышать могли только те, кто «присосался» к бюджету. Иначе воспринимать это нельзя.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.