Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

1 ИЮЛЯ 2014 г.

Геннадий Друзенко, журналист, юрист (Киев):

Конечно, сложно говорить про всю Украину, но судя по тому, что вижу лично я, когда езжу по Киеву или когда читаюFacebook, — возобновление антитеррористической операции соответствует ожиданиям, или даже требованиям, активной части украинского населения. Вчера после 22 часов уже чувствовалось разочарование, но как только стало известно, что силовые действия возобновились, это было встречено одобрительно довольно широким кругом людей. На мой взгляд, президент сделал то, что от него ждали как от Верховного главнокомандующего.

При этом волна очень интенсивной эмоциональной реакции уже прошла, сегодня люди не столько чрезвычайно негативно настроены в отношении так называемых ДНР и ЛНР или России, сколько просто устали от неопределённости. Общественный запрос сегодня: если уж не получается по-хорошему, то надо решать по-плохому, не выходит у терапевта — вызывайте хирурга. Основные ожидания направлены не в Москву, а непосредственно в Киев, от которого ждут решительных действий. Перемирие привело только к десяткам новых смертей и не дало реальных результатов, позволив лишь обеим сторонам перегруппироваться и укрепить свои позиции.

Если к России на первом этапе конфликта было ярко отрицательное отношение, вплоть до песенок в исполнении министра иностранных дел, то теперь происходит какой-то глубинный сдвиг. Приходит понимание, что братство уходит в прошлое, а остаётся только прагматичная политика, которую надо будет выстроить, но которая будет исходить уже «от головы, а не от сердца».

Георгий Чижов, политолог:

Судя по настроениям, которые транслируются, например, через социальные сети, решение о возобновлении АТО полностью соответствуют ожиданиям украинцев. Потому что сложившаяся ситуация перемирия, которое никем не соблюдается, а противоположной стороной никогда и не запрашивалась, — очень странная. Сепаратисты не просили мира, не говорили о мире, не стремились к нему, и хотя от отдельных представителей с их стороны звучали заявления о готовности прекратить огонь, единого начальства у них нет, так что даже претензии предъявлять некому. Одновременно складывалось ощущение, что антитеррористическая операция, которая только-только начала демонстрировать какие-то успехи, вдруг захлебнулась по инициативе главнокомандующего.

Поэтому было очень много обращений к Петру Порошенко с требованием возобновить операцию и всё-таки добиться перелома в противостоянии. Собственно, тут он сделал шаг навстречу многим своим избирателям. Ключевой момент теперь — удастся ли достичь каких-то ощутимых успехов или война станет затяжной, потому что в этом случае настроения могут измениться принципиально. Но о чём Украина могла бы договориться с сепаратистами — по-прежнему непонятно, так как их основное требование о признании независимости двух областей сохраняется, и оно совершенно неприемлемо.

Ситуация патовая. Возможно, сепаратисты и поддерживающие их силы в России и могут стать сговорчивее, но скорее всего только тогда, когда Украина продемонстрирует способность добиться успеха в силовом противостоянии. Пока он под большим сомнением и особых стимулов искать компромиссов у сепаратистов нет.

Позиция также очень сильно зависит от того, где люди находятся. Многие жители Донбасса готовы договариваться уже с кем угодно, они хотят, чтобы просто закончилась война. Но в регионах, которые находятся вдали от зоны боевых действий, распространено мнение, что победить ДНР всё равно придётся, во-первых, чтобы защитить своих сограждан, которые находятся на территории этих областей, но с сепаратистами совершенно не согласны, а во-вторых, в силу понимания, что если сейчас уступить — дело этими двумя областями не закончится.

Это принципиальный момент: если бы кто-то мог дать гарантии, что пророссийские силы не пойдут дальше, то в украинском обществе ещё могла бы возникнуть дискуссия, так ли нам нужен Донбасс. Там другие ценности, проблем больше, чем экономического потенциала, и так далее, и не проще ли вывезти тех, кто хочет жить в Украине, с территории Донбасса, а остальные могут идти, куда хотят. Но поскольку ощущения, что Донбассом всё закончится, нет, то нет и такой дискуссии.

Считалось, что накануне объявления перемирия контроль над границей был восстановлен, но за последующие дни боевики несколько раз прорывались и, по некоторым данным, завозили какие-то грузы из России. Так что сегодня говорить о полном контроле не приходится. Граница, конечно, не такая дырявая, как была две недели назад, но до состояния «муха не пролетит, заяц не проскочит» ещё очень далеко. Иногда даже появляются сообщения, что российские самолёты сбрасывают грузы с воздуха, но этому я склонен не доверять, потому что всё-таки мониторинг воздушного пространства ведётся и если бы такие случаи имели место, шум был бы уже на уровне международных организаций. Но сухопутную границу Украине придётся и дальше укреплять, это обязательное условие успеха операции.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.