В регионах

В регионах Прямая речь

9 ИЮЛЯ 2014 г.

Алексей Малашенко, Институт востоковедения РАН, профессор:

Это, собственно, не первый запрет, начиналось всё с Мустафы Джемилёва. Тут есть два мнения. Первое — что это совершенно нормально, так как меджлис не имеет никакого значения, это какая-то маргинальная контора, от которой постепенно отходит основная масса крымских татар. А второе мнение, которого придерживаюсь и я, состоит в том, что это — большая ошибка. Потому что чем больше российское руководство будет так себя вести, тем больше будет расти популярность и авторитет меджлиса. При всём том, что у Чубарова и Джемилёва очень непростая позиция, сейчас власти делают из них неких оппозиционеров, причём ярких, с очевидным авторитетом — и они будут это использовать. Москва вообще ведёт себя не совсем правильно по отношению к крымскому татарству, полагая, что людей можно купить, предоставив места в руководстве, решив проблему с языком и пообещав построить гигантскую мечеть в Симферополе. Это не получится.

Если Россия будет и дальше так себя вести, не договариваться, а запрещать и давить, Кремль может получить ощутимую обратную реакцию. Известно, что во время оно крымские татары поддерживали чеченцев, в кабинете Джемилёва висит портрет Дудаева и там есть основа для исламского радикализма. Так что если не договариваться изначально, то можно получить мини-Кавказ. Надо подчеркнуть, впрочем, что всё-таки «мини», масштабы там не те. Но Кремль очевидно ищет на свою голову приключений, принимая такие решения.

Надо с ними договариваться, чтобы крымские татары не чувствовали себя ущемлёнными. Россия позиционирует себя как наследница СССР — но именно советская власть выгнала татар из Крыма. Сейчас можно бесконечно долго обсуждать уровень их коллаборационизма, кто-то говорит, что он был огромен, кто-то, что это преувеличение, но, пока Крым был в составе Украины, этот народ чувствовал себя более или менее нормально. А как только они оказываются один на один с властью, считающей себя преемницей той, которая их почти что уничтожила, возникают проблемы.

Это в принципе вопрос нахождения крымскотатарского народа в том государстве, которое когда-то их изгнало с собственной земли. Сейчас очень много стали говорить о «коренных народах». Но если вернуться к истории доXVIIIвека, именно крымские татары и окажутся этим коренным народом. Не говоря уже о том, что сейчас поднимаются цифры, в соответствии с которыми, когда Крым был присоединён к России вXVIIIвеке, от полумиллиона до миллиона крымских татар либо уехали, либо были уничтожены. Счёт идёт на сотни тысяч жизней. И не надо думать, что татары это забыли — есть такая вещь, как историческая память.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.