В обществе

В обществе Прямая речь

20 ИЮЛЯ 2014 г.

Ольга Романова, кандидат в депутаты Мосгордумы, исполнительный директор проекта «Русь сидящая»:

У всех подписей, которым было отказано в регистрации, одна и та же проблема с базами ФМС. При этом в плане недействительности подписей у нас с Машей Гайдар словно ювелиры работали, у неё забраковано 19,8%, у меня — 19,5%. Сегодня в 4 утра мы вышли из окружкома уже с готовыми документами, в которых было сказано, какие подписи не понравились. А к середине сегодняшнего дня обнаружили, что это всё — полное туфта, по меньшей мере, 107 подписей из забракованных были отвергнуты из-за того, что ответы приходили не на те вопросы. Окружком спрашивает у ФМС, действительно ли такой-то Иванов Иван Иванович, 61 года рождения, паспорт 45-07000, адрес — улица Марксисткая, дом 4, проживает в вашем округе? А ФМС отвечает, что Аглафея Петровна Петрова, проживающая на улице Снежной, 40-го года рождения, имеет паспорт за номером 45-00200 и так далее. Спрашивают про Иванова, а отвечают про Петрову. Естественно, Иванов никак не может оказаться женщиной с другим годом рождения, другим паспортом и другим адресом. И то же самое с умершими — спрашивают о Сидорове Сидоре Сидоровиче с таким-то паспортом и такого-то года рождения, а отвечают, что Рабинович Илья Исаакович, с другим адресом и другим номером паспорта, умер. Возникает вопрос, кто-то проверял это вообще или как?

Очень много случаев, когда надо разбираться, правильно ли члены окружкома вбивали фамилии, когда отправляли запрос в ФМС. Потому что могут спрашивать про Петрова Гурьена Ашотовича, а ФМС справедливо отвечает, что такого нет, а есть Петросян Гурьен Ашотович. И у нас в листах тоже Петросян, а окружком запрашивает почему-то Петрова. Мы со всем этим будем разбираться, первоначально планировали в понедельник подать 900 жалоб, по каждой подписи. Но в связи с тем, что прямо сейчас у нас, видимо, начинается война, то надо будет подумать ещё раз, не стоит ли сосредоточить усилия на чём-то другом.

Но я в любом случае постараюсь пройти этот путь до конца, потому что это — наращивание «электоральной мускулатуры». Чем больше я узнаю о выборах, тем интереснее мне будет принять участие в следующих и следующих. Потому что нельзя сомневаться в том, что рано или поздно сегодняшняя мутота закончится, и мы вернём в страну нормальные выборы. А для этого надо как можно больше об этой проблеме говорить.

Денис Билунов:

Судьба Марии Гайдар и Ольги Романовой как кандидатов ещё не решена. Уже объявлено, что заседания комиссии, которая окончательно подведёт черту в данном вопросе, назначены на 18 и 21 соответственно. 21 июля — в принципе крайний срок, к которому должны быть определёны зарегистрированные кандидаты.

Скорее всего сейчас их обеих хотят поставить в ситуацию, когда всё плохо, хотят заставить почувствовать, что всё висит на волоске, и посмотреть, что они будут делать. А потом, в зависимости от их поведения и общественной реакции, принять то или иное политическое решение, ведь вопрос регистрации этих кандидатов, ясное дело, чисто политический, а не формальный.

Конечно, мы ожидали чего-то подобного. С самого начала, когда ещё только принималось решение участвовать в выборах, было очевидно, что подписи будет не только очень трудно собрать, но и, даже если удастся это сделать, придираться к ним будут всеми возможными способами. Это совершенно предсказуемая ситуация, и именно сейчас наступает момент истины, когда станет ясно, сочтёт ли власть на каком-то уровне необходимым, чтобы оппозиционные кандидаты всё-таки присутствовали и происходило что-то, хотя бы похожее на выборы. Гайдар и Романова выступают тут такими «маркерами», потому что это наиболее яркие фигуры среди оппозиционных кандидатов, и без них публичность и медийность выборов резко снизится.

Но коалиция «За Москву» в любом случае продолжит свою деятельность. У нас уже есть 5 зарегистрированных кандидатов, и в своих округах у них есть кое-какие шансы, хотя без Романовой и Гайдар это будет совсем другая история, которая не сможет претендовать на большое внимание общественности.

Само официально назначенное количество подписей — это очевидно запретительный барьер. Позиция некоторых спесивых сетевых комментаторов, что если вы даже 3% подписей в свою поддержку собрать не можете, то куда лезете, совершенно смешна. Эти рассуждения не выдерживают никакой критики, достаточно вспомнить, сколько набрали победители в единоросских праймериз, при том ресурсе, который был на это направлен, рекламе и биллбордах. Тогда только три человека преодолели порог в 5 тысяч голосов, в среднем же речь шла о двух с половиной — трех тысячах. Все кандидаты коалиции, которые собирали подписи, смогли набрать больше.

Формат уличных митингов или подобных акций в поддержку кандидатов сейчас не очень уместен. Это будет просто «спуск пара», причём даже если очень постараться, собрать большое число людей вряд ли получится. Учитывая сезон и общее состояние общества, провести что-то такое было бы правильнее в августе или в начале сентября, чтобы привлечь внимание к самим выборам.



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.