В обществе

В обществе Прямая речь

28 ИЮЛЯ 2014 г.

Максим Блант:

Решение Гаагского суда для российских властей вдвойне неприятно. Деньги в страну давно не текут рекой, с наполнением бюджета все больше проблем, поэтому перспектива лишиться 50 миллиардов долларов — весьма чувствительный удар. Не исключено, что после этого решения кредитные рейтинги страны будут снижены или поставлены на пересмотр с негативным прогнозом. Инвесторы воспримут это однозначно отрицательно. Вывод активов из страны, который, казалось, уже достиг максимальных объемов, может еще увеличиться. Скажется это и на рубле, причем в спекулятивной игре против национальной валюты в первых рядах, скорее всего, окажутся госбанки, как это было уже не раз.

Однако денежные потери далеко не самое неприятное для Путина сотоварищи. Гаагский суд фактически уличил их в воровстве, и теперь это не голословные обвинения. То, что Путин и Сечин воры, признано международным судом. Более серьезных имиджевых потерь российское руководство не несло уже давно.

При этом изначально ни у кого не было никаких сомнений в том, что именно произошло с лучшей и крупнейшей российской частной нефтяной компанией. Тот факт, что судебное решение было вынесено только через 11 лет после инициации первого «дела ЮКОСа», в значительной степени объясняется пребыванием Лебедева, Ходорковского и других сотрудников разрушенной компании в местах заключения. Они фактически были заложниками.

Что касается перспектив получения присужденных группе МЕНАТЕП денег, они весьма туманны. Это не первый иск, проигранный Россией в международных судах. Достаточно вспомнить швейцарскую фирму NOGA, которая довольно долго арестовывала по всему миру российские активы. Тогда дело кончилось соглашением, и какие-то деньги российские власти выплатили. Но в данном случае и порядок сумм другой, и истцы настроены гораздо менее миролюбиво. Поэтому впереди будет еще много процессов и судебных заседаний.

Владимир Волков, экономический обозреватель:

Если в нашем государстве не произойдёт никаких резких изменений, то деньги конечно же выплачены не будут. Откуда они могут взяться? Если мы соглашаемся их выплачивать, значит, признаём, что ЮКОС был экспроприирован незаконно, а его активы сейчас принадлежат «Роснефти». Соответственно придётся «разломать» компанию Сечина, распродать её, чтобы выплатить эти 50 миллиардов. Верится в этот сценарий с трудом.

Так что Россия будет упираться, будет подавать апелляции и пытаться юридически отвести от себя эту угрозу. А если этого не получится — то просто игнорировать решение. При нынешних раскладах предположить, что власти просто возьмут и заплатят — представить себе невозможно.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.