Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

13 АВГУСТА 2014 г.

Юрий Черноморец, религиовед, православный богослов (Киев):

Это избрание означает, что епископы-бизнесмены, которые маскировались под пророссийских и проукраинских идеологов, проиграли партии монахов. Теперь эта партия будет постепенно наводить порядок в Украинской православной церкви, которая станет ещё более церковной и православной. Митрополит Онуфрий будет пытаться построить «церковь с человеческим лицом». Скорее всего, если патриарх Кирилл будет и дальше разворачиваться в сторону идей «русского мира» и духовного путинизма, то рано или поздно его пути и пути такой Церкви разойдутся. Но это произойдёт не сегодня. Также надо сказать, что митрополит Онуфрий является последовательным противником раскольнических действий патриарха Филарета, поэтому в ближайшем будущем украинское православие ожидает не объединение, а параллельное развитие.

Вообще все украинские епископы занимают сейчас патриотическую позицию, и митрополит Онуфрий делал заявления в том ключе, что сепаратисты должны сложить оружие и сесть за стол переговоров, что нужно сохранить единство, территориальную целостность и суверенитет Украины. Он не позволял себе ни какие-то выступления в поддержку «русского мира», ни в духе «нейтралитета в условиях войны». Хотя его позиция не является политической, она является патриотической. Если уж даже одесский митрополит Агафангел, едва ли не самый пророссийский епископ, заявил, что целостность и соборность Украины — это святыня, то понятно, что митрополит Онуфрий будет занимать такую же позицию.

При этом новый митрополит — человек консервативных христианских ценностей, который критически относится ко всему, что происходит в мире в широком смысле слова. Его позиция в отношении Европы примерно такая же, ка у Бенедикта XVI, это плач на развалинах великой христианской цивилизации и надежда на то, что помочь нам может только Бог, а не человеческие усилия и проекты. И тут с ним можно частично согласиться. Но критическое отношение к Европе не ведет к тому, что он склоняется в сторону идей «русского мира», ещё более мирских, странных и злоупотребляющих человеком и нациями. Он будет выдерживать линию христианского консерватизма.

Роман Лункин, религиовед, журналист:

Европейский выбор Украины и её основных христианских церквей был сделан довольно давно и подтверждался публичными заявлениями представителей разных конфессий. К примеру, Всеукраинский совет церквей не раз высказывал готовность следовать европейским курсом и сотрудничать с ЕС, а в этот Совет входят все основные конфессии Украины: православные церкви Киевского и Московского патриархатов, греко-католики, различные протестантские объединения.

При этом в России всё ещё сохраняется иллюзия относительно возможности влиять на события в Украине. В политике это постепенно отпадает, но относительно церковной ситуации ещё кажется, что у патриарха Кирилла есть возможности для воздействия. Поэтому когда митрополит Онуфрий дает интервью и говорит, что Европа показывает пример жизни без Христа, мы здесь в России воспринимаем это как антизападническое заявление. Но в контексте Украины это так не звучит, вопрос «либо консерватизм, либо европейский путь» там в принципе не стоит.

Образ самого Онуфрия как консерватора связан с тем, что он принимал постриг в Троице-Сергиевой лавре и обладает репутацией аскетичного монаха и духовного авторитета с безупречной репутацией. Но в реальности его консерватизм будет проявляться прежде всего в том, что он не будет совершать резких поступков и действий, идя на поводу у какой-либо из двух основных группировок в УПЦ. Первая — это сторонники ухода от Москвы, а вторая — условно пророссийская партия, которая безусловно существует, есть епископы, которые симпатизируют Москве и российским патриотическим силам. Однако в результате нынешнего кризиса пророссийская группа была вынуждены замолчать, и теперь они ещё долго не смогут поднять голос. Что в принципе неправильно, так как церковная жизнь УПЦ всегда строилась на балансе сил, в Церкви всегда были реально представлены обе части страны, и восток, и запад. Благодаря этому УПЦ МП могла «сшивать» Украину, делать её действительно единой. И этот баланс предстоит восстанавливать митрополиту Онуфрию.

При этом стоит отметить слова отца Георгия Коваленко, главы пресс-службы Украинской православной церкви, что Онуфрия возвели не на высокий почётный пост, а скорее на Голгофу. Новому предстоятелю действительно надо будет стать «стержнем» украинского общества, а самой церкви — стать национальной церковью страны, поддерживающей суверенитет и территориальную целостность. В этом отношении митрополит Онуфрий проявил себя очень ярко, в частности, он писал письма президенту Путину, о чём у нас мало кто знает, где призывал остановить гражданскую войну и не действовать против Украины.

Наконец, и у нас, и в Киеве говорят о необходимости сохранения единого духовного и культурного пространства России и Украины. В этом отношении митрополит Онуфрий является единомышленником патриарха Кирилла, и за это его всегда будут критиковать в Киеве.

Между тем, «оранжевая революция» и особенно нынешний кризис сблизили все украинские церкви, показав, что они могут занимать единую позицию, даже когда в стране раздрай. Митрополит Антоний, управляющий делами УПЦ МП и один из кандидатов на пост предстоятеля, был старейшиной Всеукраинского совета церквей и, скорее всего, останется на этой позиции, принимал участие в работе Совета и сам митрополит Онуфрий. Так что перспективы межконфессионального диалога хорошие.

Отдельная проблема — общение с Киевским патриархатом, фигура патриарха Филарета, которую не обойти и при жизни которого воссоединить Церкви явно не удастся. При этом многие представители Киевского патриархата требуют разорвать с Москвой, иногда осуществляя очевидные провокации.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.