Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

15 АВГУСТА 2014 г.

Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»:

Боюсь, что это не первая и, скорее всего, не последняя колонна российской бронетехники, которая пересекла украинскую границу. Вопрос в другом: были ли на этих машинах российские опознавательные знаки? Если да, то налицо факт военного вторжения, а если нет, то это опять так называемые «зелёные человечки», направляющиеся на помощь террористам.

Что касается самой ситуации с гуманитарным конвоем, то если он пересечёт границу с военным сопровождением, то речь пойдёт о прямой военной агрессии, какими бы целями это ни прикрывалось. Это может считаться только локальной, гуманитарной интервенцией, но это всё равно интервенция, которая будет означать качественно новый этап конфликта. Потому что вслед за неофициальной войной, которую вела Россия против Украины, начнётся официальная.

В самой Украине бояться уже устали. Конечно, нельзя сказать, что к возможности вторжения относятся фаталистически, войны никто не хочет, но, с другой стороны, война уже идёт. И если последует прямая агрессия, то Украина будет воевать, и станет для России вторым Афганистаном со всеми вытекающими последствиями. И крах режима Путина в этом случае будет неизбежным, не потому что Украина сможет победить в этом противостоянии, её экономический и военный потенциал очевидно гораздо ниже. Но история уже демонстрировала, как военные и экономические проблемы соединялись, усиливались изоляцией, и это вело к краху российской государственности. Так что эта перспектива — смертельный риск для Путина, и не факт, что он готов на него пойти. Судя по всему, Запад и даже союзники России на постсоветском пространстве, Лукашенко и Назарбаев, предпринимают попытки предотвратить войну и образумить российское руководство.

Но если бы речь шла об использовании гуманитарного конвоя только как повода для войны — его бы уже применили, а этого не случилось, конвой сейчас ждёт чего-то. Значит, ситуация не такая простая. Скорее всего, главная цель — какая-то пиар-акция, демонстрация того, как Россия помогает Донбассу. Таким образом можно переключить внимание с войны на гуманитарный аспект, и есть версия, что Путин с помощью каких-то договорённости вокруг этой помощи пытается создать возможности для мягкого выхода из конфликта. Но я сам в эту версию не очень верю, Путин, очевидно, не может победить в этой войне, но и проиграть он не хочет, и будет стремиться к замораживанию конфликта или его продолжению в иной форме.

Что касается происходящей параллельно с этим замены руководителей ДНР и ЛНР, то, скорее всего, у этого целый спектр причин. Во-первых, лидеры первый волны — мавры, которые сделали своё дело и должны уйти. Особенно это касается российских граждан, таких как Бородай и Стрелков. Всё-таки неудобно, когда сопротивлением на Донбассе руководят граждане соседнего государства, рушится миф о «внутреннем протесте». Во-вторых, лидеры первой волны могли почувствовать бесперспективность ситуации и попытаться «вовремя смыться», как писал О'Генри, хотя это только предположение. Наконец, можно предположить, и это кажется мне ближе всего к истине, что речь идёт о плановой замене формальных руководителей ДНР и ЛНР, в ходе которой стараются поставить тех, кто не будет пиариться, кто не работает в социальных сетях и вообще не общается с журналистами, а будет решать сугубо военные задачи. И это подтверждает, что реальное руководство сепаратистов находится не в Донецке и не в Луганске, а на территории соседней страны.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.