В Кремле

В Кремле «Проголосовать, забыть и пойти заниматься делом»

18 АВГУСТА 2014 г. ВЛАДИМИР КАРА-МУРЗА (мл)

ИТАР-ТАСС

23 марта 1933 года восьмой и последний рейхстаг Веймарской Германии – избранный на уже не вполне свободных, но еще многопартийных выборах – конституционным большинством голосов утвердил «Закон о преодолении бедственного положения народа и государства», предоставивший кабинету Адольфа Гитлера чрезвычайные законодательные полномочия и легализовавший диктатуру национал-социалистов.

Драма того заседания, проходившего в берлинской Кролль-опере (поджог здания рейхстага 27 февраля стал предлогом для отмены большинства политических свобод, гарантированных Веймарской конституцией), многократно описана в исторической литературе: штурмовики СА и СС, стоявшие по периметру здания и в зале заседаний; запугивание депутатов; шантаж центристских фракций и лишение мандатов законодателей от левой оппозиции; срывающийся голос Отто Велса, лидера социал-демократов – единственной фракции, отказавшейся поддержать гитлеровский закон: «Никогда еще за все время, что существует германский рейхстаг, контроль за государственными делами со стороны избранных представителей народа не уничтожался до такой степени!» Нацистская тактика сработала: 444 голосами против 94 закон о чрезвычайных полномочиях был одобрен.

16 августа 1999 года в здании Государственной думы на Охотном ряду не было и тени драматизма Кролль-оперы. Напротив, лидеры думских фракций как будто намеренно игнорировали главный вопрос повестки дня – назначение Владимира Путина премьер-министром России, предпочитая полемизировать друг с другом («Коммерсантъ» назвал это «соревнованием предвыборных манифестов»). До парламентских выборов оставалось четыре месяца; места в тройке лидеров, по данным ВЦИОМа, прочно занимали КПРФ (30%), «Отечество» (15%) и «Яблоко» (10%); и утверждение очередного – шестого за полтора года – технического главы правительства, функционера-чекиста с незапоминающейся внешностью и общими фразами вместо программного выступления – не казалось сколько-нибудь значимым событием. «Не стоит мучиться с этим решением, –советовал коллегам руководитель депутатской группы «Российские регионы» Олег Морозов. – Надо проголосовать, забыть и пойти заниматься делом».

Диссонансом прозвучало лишь выступление лидера «Яблока» Григория Явлинского: «Не считаем правильным, что нашу страну возглавляют и, кроме того, могут участвовать в президентских выборах люди, которые работали в советских секретных спецслужбах».

Основную поддержку Путину при голосовании обеспечили фракции ЛДПР (98%), «Наш дом – Россия» (95%), «Российские регионы» (75%) и Аграрная группа (46%). «Против» голосовали часть коммунистов и «яблочников» и депутаты из «Демократического выбора России». 233 голосами против 84 Государственная дума утвердила кандидатуру Владимира Путина. Решение было принято в 17 часов 22 минуты. «Владимир Владимирович, мы поздравляем вас с назначением на пост председателя правительства, – откликнулся спикер Геннадий Селезнев. – Пожалуйста, пройдите на место, где у нас обычно сидит премьер». Заседание Думы продолжилось.

До взрыва жилого дома в Буйнакске оставалось 19 дней.




На фото: Москва. Госдума дала 16 августа 1999 года согласие на назначение Владимира Путина председателем правительства. На снимке: Владимир Путин во время пленарного заседания.

Фото Владимира Мусаэльяна /ИТАР-ТАСС/




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.