В экономике

В экономике Прямая речь

19 АВГУСТА 2014 г.

Михаил Делягин, экономист, директор Института проблем глобализации:

Обсуждаемые санкции — демонстрация готовности ответить агрессору. Если Запад будет продолжать эскалацию «холодной войны» — они будут реализованы, а если ограничится сегодняшним уровнем давления, то не будут.

Конкретные последствия зависят от того, какого масштаба меры будут приняты в конечном итоге, но, например, запрет на ввоз легковых автомобилей из Евросоюза и США на саму Россию существенного влияния не окажет. Есть Южная Корея, да и в отношении Японии, несмотря на её позицию, санкции не рассматриваются. Кроме этого, в России действует большое количество сборочных предприятий с участием тех же немецких и американских фирм, а если ограничения будут введены, то и «Пежо» создаст тут предприятие. Конечно, будет не очень понятно, на чём передвигаться президенту, но эту проблему можно решить.

В принципе, каких-то глобальных проблем на Западе ответные санкции также не вызовут, Россия является крупным рынком, но далеко не единственным. Однако надо сказать, что для сегодняшнего Запада, при угрозе депрессии, когда спрос является абсолютной ценностью, даже ничтожный ущерб, который не нанесён, а лишь обозначен продовольственными санкциями, 12 миллиардов евро, то есть просто ничто для ЕС, вызвал достаточно болезненную реакцию. А санкции в отношении легковых автомобилей, в отличие от уже принятых, ударят по ключевой для европейской интеграции экономике — по Германии. Кроме этого, в Великобритании сейчас критическая ситуация, потому что американцы переводят свою банковскую активность в Ирландию, а Британия традиционно развивалась как «финансовый бутик». В таких условиях даже незначительные потери, а они будут действительно незначительными, могут оказаться болезненными. В результате этот удар окажется настолько существенным, что европейская бюрократия сможет его воспринять. Однозначно существенные санкции, которые точно достигли бы цели — запрет на ввоз вина, но пока что российское руководство боится об этом даже думать.

Ограничения в сфере автопрома очень сильно подстегнут, в первую очередь, сборочное производство, тот же самый «Фольксваген» не захочет лишаться рынка и постарается нарастить производство внутри России. Отдавать покупателей корейцам, японцам или «Автовазу» никто не захочет. Но ввоз автомобилей из несанкционных стран в любом случае увеличится. Что касается стимулирования собственного производства, то «Автовазу», конечно, станет полегче, но он всё равно останется «Автовазом». Чтобы он стал конкурентоспособным в полном смысле слова, необходимы внутренние преобразования, а не улучшение внешней ситуации. Точка невозврата, после которой улучшение конъюнктуры перестает улучшать производство, в случае «Автоваза» пройдена. И помимо прочего, он сейчас контролируется «Рено», которые получили феноменальный подарок в несколько десятков миллиардов рублей.

Что касается сельхозпроизводства, то положительный эффект от санкций зависит от секторов. Свиноводческие хозяйства прибавят автоматически. А в птицеводстве масштаб санкций незначителен, соответственно, и улучшение будет незначительное. Мы ещё раньше сильно сократили закупки птицы у США, переориентировавшись на более дешёвый и качественный продукт из Бразилии по чисто экономическим причинам.

Вообще, кроме свинины, есть только два сектора, где товары из стран, попавших под санкции, составляют значительную часть. Во-первых, это рыба. У нас проблема в том, что, с одной стороны, собственные мощности по переработке рыбы уничтожены за последние два десятка лет, а, с другой стороны, сложился совершенно криминальный бизнес, когда наши рыбаки продают рыбу прямо в океане иностранцам, в том числе тем, кто её в переработанном виде экспортирует в России. Под такой бизнес перестроено всё, включая систему налогообложения. И если не обеспечить комплексную перестройку, то рыба будет не из Норвегии, а из других стран, но в любом случае не отечественная.

А что касается фруктов и ягод, то бананы и подобные товары в ЕС не растут, и мы, скорее всего, просто будем закупать их напрямую, минуя перекупщиков, что снизит цены закупки и повысит прибыль наших торговых сетей, которые цены для потребителей могут только повышать. С другой стороны, ягоды, которые в безумном количестве растут у нас, не только не культивируются, но даже толком не собираются. И поэтому здесь будет некоторое улучшение, но без создания инфраструктуры и возможностей для бизнеса эффект будет незначительный. Это средний бизнес, и если ему создать возможности — он будет развиваться самостоятельно, но государство пока не проявляет никакого желания делать что-либо в этом направлении.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.