Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

29 АВГУСТА 2014 г.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора «Центра политических технологий»:

Россия перешла новую «красную черту», причём эта черта для Запада крайне неприятна. Там уверены, что Россия активизировала своё присутствие на Юго-Востоке Украины, и что ситуация эскалируется очень быстро. Вопрос теперь в том, что делать, и тут у Запада есть несколько проблем. Во-первых, Обама говорит, что санкции уже работают. При этом в России говорят, что они не работают, а наоборот — только сплотили россиян. Истина лежит где-то посередине. Санкции, безусловно, обеспокоили элиту и предпринимателей, многие уже столкнулись с реальными неудобствами, а ответные меры России уже поспособствовали росту цен. Но, с другой стороны, есть два важных фактора. Один из них заключается в том, что в таких вопросах нет автоматизма. У нас не западное общество, соответственно, люди, которые видят рост цен, исходят из того, что это фактор временный, что надо немного потерпеть и что придут наши сельхозпроизводители и компенсируют все потери. Второй фактор состоит в том, что к росту цен все привыкли, тем более что рост этот не такой драматичный, кроме отдельных регионов, например, Калининградской области. А элиты на власть влияют очень слабо, любой их представитель, который попытается сейчас сказать «давайте заканчивать», станет национал-предателем. Поэтому своё недовольство необходимо выражать предельно мягко, не высказываясь против проводимой государством политики.

Так что санкции, с одной стороны, воздействуют достаточно ощутимо, но прямого эффекта от них на политику и общество нет. Рейтинг президента снизился, но это понижение с 87 до 84%, при том, что любой западный политик мечтал бы о 70%. Понятно, что речь идёт не о снижении рейтинга, а о его коррекции. Он слишком высоко поднялся и не может долго удерживаться на таком уровне. Но просто на очень высоком — может.

А второй момент — это Европа. Там есть разные страны, в том числе целая группа государств, которые очень не хотят введения санкций. Понятно, что они в меньшинстве и заблокировать само это решение не могут, но способны повлиять на «расстановку запятых» и какие-то конкретные слова, которые в свою очередь повлияют на то, насколько чувствительными окажутся принятые меры. А, например, во Франции, одном из крупнейших игроков, очень непростая политическая и экономическая ситуация. Только что произошёл небольшой правительственный кризис, связанный с тем, что некоторые представители правящей партии уже начали готовиться к новым выборам и протестуют против приоритета финансовой стабильности над борьбой с безработицей. И эти тенденции будут только расти, а санкции, понятное дело, способствуют росту безработицы, являющейся сейчас одной из главных проблем для Франции.

Но новые санкции будут, и американские, и европейские, если сейчас не случится чудо и не удастся всё быстро решить. Но каких-то запредельных мер, скорее всего, не примут.

Что касается Совбеза ООН, то там почти невозможно принять какого-либо решения по вопросам, касающимся постоянных членов. Это заложено в саму процедуру, у любого из постоянных членов есть право вето, и даже если все 14 стран выступают за какое-то решение, возможность его блокировать остаётся. Интересно, что, когда ООН только создавалось, в сталинскую эпоху этим правом пользовался СССР. Потом ситуация начала меняться, на некоторое время дистанцировалась от Америки Франция, место представителя Тайваня заняли представители КНР, изменилась ситуация в Африке, Азии и Латинской Америки, и уже США стали в отдельных случаях оказываться почти что в одиночестве. А теперь ситуация снова возвращается, и Россия оказывается почти в изоляции. Почти — потому что Китай, придерживающийся подчёркнутого нейтралитета, определённые сигналы ей посылает и против также не выступает. Даже во времена войны в Афганистане у СССР были какие-то союзники, а сейчас количество симпатизантов сведено к минимуму. Но сама процедура работает, и менять её никто не будет.

В отношении Украины Россия действует по двум направлениям. Она хочет переговоров, но понимает, что вынудить Киев к серьёзным уступкам можно, только оказывая максимальное давление. А задача именно такая — Украина должна уступить и по вопросу Крыма, и по вопросу отношений с Европой, и по вопросу Юго-Востока. Россия уже отказалась от идеи самостоятельной Новороссии, православной, ортодоксальной, строго русской, которая была бы активным субъектом, на 100% не совместимым с переговорами с Киевом. Но при этом влияние Москвы на ДНР и ЛНР только выросло за счёт их зависимости от различных форм российской помощи. И теперь Кремль стремится сочетать одно с другим, переговоры и усиление ДНР и ЛНР. Понятно, что если бы самопровозглашённые республики проиграли, говорить было бы просто не о чем.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.