Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

16 СЕНТЯБРЯ 2014 г.

Георгий Чижов, политолог:

По сравнению с вариантом фактического разделения страны по образцу Боснии достигнуты некоторые компромиссы. Главное, чего удалось добиться, это выделение отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Остановить боевые действия было важно ещё и для того, чтобы не потерять новые территории. Сейчас под контролем сепаратистов находится не очень много населённых пунктов, если бы им удалось захватить обе области целиком, ситуация была бы ближе к боснийскому сценарию. Но поскольку всё управление в Украине, как и в России, построено по региональному принципу, то такое искусственное разделение областей по линии фронта подчёркивает временность этих соглашений. Кроме того, в законе прямо говорится об особом статусе на три года, хотя это, конечно, не является гарантией ни от чего, так как нет ничего более постоянного, чем временное.

Наконец, законопроект Порошенко предусматривает сохранение районов с особым статусом в правовом полем Украине, с единой оборонной политикой, правовой и правоохранительной системой и так далее. По факту это, конечно, не реализуемо, но напомнить о букве этого закона можно будет в любой момент. И это, конечно, отличается от варианта, когда области находились бы в своих границах с собственным самоуправление,м и входили бы в Украину фактически на правах конфедерации, блокируя важные решения общегосударственного уровня. Сейчас такой возможности не предусматривается, и децентрализация власти в Донецке и Луганске должна пройти в рамках того же закона о децентрализации, который будет применён по всей стране.

При этом в среде сепаратистов происходят странные процессы. Они нервничают, когда видят, что Россия ими играет как шахматными фигурами, пытаются как-то бунтовать и высказывают каждый раз новое мнение. Понятно, что интеграции в Украину они ни в каком виде не хотят, но сталкиваются с тем, что «большие люди» договариваются сами, а их просто ставят перед фактом.

Так что нет никакой уверенности в том, что в случае принятия этот закон положит конец войне, но это определённо шаг в сторону выхода из конфликта.

Причём пока что есть ощущение, что глобально Украина свои позиции не сдаёт, пытаясь сохранить за собой преимущество. Хотя очевидно, что с стороны Киева были сделаны уступки, так как ещё недавно предполагалось, что ДНР и ЛНР удастся победить чисто военным путём и уже потом вести диалог с теми политиками на Донбассе, которые, даже не являясь лояльными Киеву, всё-таки не принимали прямого участия в конфликте. Сейчас был достигнут компромисс, но есть опасение, что для Москвы его будет недостаточно.

При этом понятно, что для украинцев этот компромисс может выглядеть как серьёзная сдача позиций и что в рамках нынешней предвыборной кампании многие политические силы будут действовать «от обратного». Вряд ли они будут напрямую обвинять Порошенко в сдаче национальных интересов, противопоставлять себя президенту напрямую сейчас невыгодно с электоральной точки зрения, но некоторые серьёзные политические силы намекают, что это решение кажется им неправильным.

Реально это приведёт не столько к уменьшению поддержки блока Порошенко, сколько к увеличению популярности более радикальных сил за счёт тех, кто не согласен с этим компромиссом. Основные избиратели Порошенко ценят его как раз за умеренность и реалистичность, эти люди понимают, что «война до победного конца» в нынешней ситуации чревата большими потерями. Так что происходит поляризация общества, и по итогам выборов в парламенте может сложиться неформальная «партия войны», куда войдёт и «Батькивщина», и Радикальная партия Ляшко. Нельзя исключать, что на этой почве у них даже появится платформа для выступления с единых позиций, хотя, конечно, не для полного слияния.

Нынешний состав Верховной рады для принятия предложенного закона придётся «ломать через колено», они могут его и отклонить. Пока что парламент проводил все предложения президента, например, по изменению избирательного законодательства, но при этом Порошенко не имеет в парламенте большинства, то есть из твёрдых союзников в Раде у него только «УДАР», а также отдельные внефракционные депутаты и представители «Батькивщины». Но скорее всего будут предприняты очень серьёзные усилия для того, чтобы депутатов всё-таки убедить, хотя предстоящие выборы означают, что слишком умеренная позиция может стать рискованной и подорвать электоральные перспективы. Но закон принципиально важен для того, чтобы открыть путь к мирному строительству государства почти что заново. В конечном итоге шансы его принятия примерно 50 на 50, всё зависит от того, удастся ли Порошенко убедить депутатов или проект придётся откладывать до голосования в Раде нового созыва. Положения закона можно временно ввести в жизнь президентским указом, но это уже сложные юридические коллизии, к которым придётся прибегнуть, если провести закон не получится.

Дальнейшее развитие ситуации на Донбассе также будет зависеть от того, примут ли закон. В данный момент конфликт взял паузу, но желающие воевать есть с обеих сторон, причём настоящие сепаратисты, то есть те, у кого есть корни на самом Донбассе, предпочли бы воевать и дальше, рассчитывая, что Россия их в любом случае не бросит. В Украине ответственные политики пытаются избежать продолжения боевых действий, призывают к этому только те, кто сам не несёт за это никакой ответственности, то есть популисты.

Но масштабные боевые действий могут возобновиться в любой момент, даже излишняя ретивость отдельного командира может обрушить хрупкое перемирие. Каждый день происходит стрельба, люди почти не погибают, но раненых много. И в таких условиях отказ Верховной рады принять закон может привести к активизации «партии войны» в непризнанных республиках, которые могут попытаться «под шумок» куда-то продвинуться.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.