В экономике

В экономике О чем не говорится в официальных сообщениях

13 ОКТЯБРЯ 2014 г. МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Глава Газпрома Алексей Миллер с помпой объявил, что контракт с китайской CNPC на поставку российского газа по восточному маршруту с использованием мощностей не построенного еще трубопровода «Сила Сибири» вступил в силу. Это произошло после того, как под межправительственным соглашением о поставке газа в Китай поставили свои подписи российский премьер Медведев и глава Госсовета КНР Ли Кецян. 30-летний контракт Газпром и CNPC подписали еще в мае, и уже тогда было очевидно, что ни Газпрому, ни России подписанные договоренности не выгодны. Нынешние же сообщения заставляют предполагать, что дело обстоит еще хуже.

Стоит напомнить, что никакой конкретики относительно цен и условий поставки российского газа в Китай ни в мае, ни теперь стороны не раскрыли. Официальные сообщения ограничивались лишь общими фразами. Контракт стоимостью 400 миллиардов долларов предполагает поставки российского газа в Китай в течение 30 лет. Объем ежегодных поставок должен составить 38 миллиардов долларов. Нехитрые, произведенные еще в мае арифметические действия дают цену в 350,8 доллара за 1000 кубометров.

Казалось бы, цена как цена. Европейские потребители платят чуть больше (Украина, с которой Газпром пытается слупить 480 долларов за 1000 кубов, не в счет). Но 400 миллиардов долларов за 1,14 триллиона кубометров, которые должен поставить Газпром в Китай за 30 лет, – это вовсе не то же самое, что 350 долларов за каждую тысячу кубометров. Условия ведь никто не сообщает. А это значит, что в первые годы Китай будет платить 250 долларов, а в последние – 450. Среднее арифметическое то же, а сделка выглядит, мягко говоря, по-другому.

Но и это еще далеко не все. В Европу газ идет по действующим трубопроводам и с давно разрабатываемых месторождений. Для реализации же китайского проекта Газпром строит трубопровод «Сила Сибири». По оценке российского министра энергетики Александра Новака, общий объем инвестиций в трубопровод и сопутствующую инфраструктуру, что включает в себя разработку Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, составит 55 миллиардов долларов. Деньги эти должен потратить Газпром. И еще одна серия нехитрых арифметических действий показывает, что с учетом этих затрат цена, которую будет получать Газпром, составит уже 302 доллара за 1000 кубометров.

Еще одна проблема заключается в том, что у Газпрома нет необходимых ему 55 миллиардов долларов на инвестиции, без которых компания не в состоянии будет выполнять свои обязательства по контракту. А есть 50 миллиардов долларов долга. Изначально предполагалось, что Китай выдаст Газпрому аванс в счет будущих поставок газа. Речь шла о 25 миллиардов долларов – именно во столько первоначально была оценена труба.

Однако теперь ни о каком авансе никто не заикается. А это значит, что Газпрому придется занимать, причем не под льготные проценты в счет будущих поставок газа, а на рынке. И это совсем иные проценты. Да и долговая нагрузка госкомпании в этом случае превысит все разумные пределы, а это чревато снижением рейтинга кредитоспособности и еще большим удорожанием заимствований. Средняя стоимость обслуживания долгосрочных долговых обязательств Газпрома превышает 7,2%. Это означает, что за десять лет выплатить придется вдвое больше полученного от кредиторов. Поэтому (вновь нехитрая арифметика) для Газпрома поставлять газ в Китай равнозначно поставкам в Европу по 254 доллара за 1000 кубометров. И это еще весьма оптимистичная цифра, предполагающая, что Газпром сумеет расплатиться за 10 лет. При этом хочется напомнить, что контракт подписан на 30 лет, и именно столько лет российский газовый монополист будет поставлять газ в Китай на этих условиях.

Значит ли это, что Газпром обанкротится или будет работать по этому контракту себе в убыток? Вовсе нет. Соглашение политическое, а за политические соглашения платят вовсе не топ-менеджеры госкомпаний, а налогоплательщики. Так будет и на этот раз. Можно не сомневаться, что китайские поставки освободят от налогов и экспортных пошлин. Совсем. Это позволит Газпрому работать близко к границе рентабельности (да и то только в том случае, если инвестиционная смета не будет превышена, на что шансов практически нет). Китай получит свой газ, а вот бюджет не получит совсем ничего. И триллион с лишним кубометров российского газа уйдет из страны «за так», безо всяких последствий для населения. Сотрудников Газпрома и его подрядчиков можно исключить, для них последствия будут самые выгодные: «осваивать» полсотни миллиардов долларов всегда приятно. А населению остается только и дальше гордиться дружбой с Китаем и нашим мудрым руководством, которое так легко нашло альтернативу европейскому газовому рынку.



Фото Александр Туманов  / Михаил Метцель / ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.