В обществе

В обществе Не братья и не сестры

21 ОКТЯБРЯ 2014 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС


Не буду спорить с коллегой Шендеровичем по поводу Шамиля Тарпищев и сестер Уильямс. Откровенно говоря, Виктор облегчил мне работу – в том смысле, что половину текста я уже могу не писать. Мы с «ними» действительно разные. Что для нас в порядке вещей – для них настоящий ужас. А что для них – норма жизни, для нас сущий кошмар.

Удивляя и шокируя друг друга, мы с ними делаем это не по злому умыслу или из ехидства – а просто потому, что так привыкли. Мы негров неграми называть, они геев женить. Для нас свадьба мужиков – сущий кошмар, а для них слово «негр» – оскорбление, страшнее которого и нет ничего.

Но, в общем, скажу я вам, если нас погубят хамство и невежество, то их, безусловно, пустит под откос политкорректность. Хотя по мне быть избыточно вежливым и чрезмерно предупредительным все же лучше, чем бескрайним хамом.

Однако ханжество под видом толерантности мне все равно не симпатично. В спортивном мире, это, кстати, проблема весьма актуальная. Потому что люди с разным цветом кожи там соперничают повсеместно, а где соперничество, там и излишние эмоции, и обиды, и не очень хорошее воспитание выходцев из не самых благополучных слоев и регионов. Вспоминать сейчас все истории, когда кто-то кого-то оскорбил (или якобы оскорбил) на почве расы, мы замучаемся. Но если бы не так давно в Англии, скажем, не разразился скандал вокруг капитана футбольной сборной Джона Терри, то и сам он мог до сих пор в сборной выступать, и Фабио Капелло, быть может, тренировал бы вовсе не нашу горемычную дружину, а английскую. А все из-за якобы сказанного и так нигде документально не подтвержденного «плохого» слова о чернокожем футболисте.

Потомки угнетенных рабов, темнокожие атлеты твердо знают, что западное общество подобного не приемлет, борется с этим строго и малейшее подозрение ложится впоследствии пятном на того, кто позволил себе неверные высказывания. Возможность наказать конкурента за одно-единственное слово, брошенное в запале – соблазнительная штука. Тем более что тут скорее действует презумпция виновности. Чуть что – и ты расист. А Тарпищева же не только в сексизме из-за «братьев Уильямс» обвиняют, но еще и в расизме. Хотя про цвет их кожи он не сказал ни единого слова. Выходит так, что если ты обидел – не важно как – черного, ты и есть расист.

Тарпищев, к слову, не первый в списке Серены Уильямс. Помнится, знаменитой датчанке Каролин Возняцки пришлось отвечать на обвинения именно в расизме, потому что она изобразила нечто вроде пародии на Серену, подложив себе под платье полотенца и сымитировав Серенены, простите, «буфера». И Серена тут же назвала Каролин расисткой. Хотя причем здесь расизм? Глупая шутка, не спорю. В нашем «Аншлаге» на ура пошла бы. Но разве это расизм?

Мне не нравятся шутки про сиськи. И подчеркивать действительно чрезвычайный для женского тенниса и действительно по некоторым параметрам мужской атлетизм сестер я бы не стал. Но это все же не преступление. И наказание не кажется мне соразмерным вине. Да, сболтнул лишнего, да, должен извиниться, да, обязан думать, прежде чем говорить. И окружающие обязаны понимать, что ты позволил лишнее и знать, что это недопустимо в приличном обществе. Но впадать в противоположную крайность тоже не стоит.

Европа, да и Америка сейчас в некотором смысле пожинают плоды своего обостренного чувства вины перед бывшими рабами, перед бывшими колониями. И когда чернокожие готовы спалить город Фергюсон, а арабы бьются в предместьях Парижа со своими угнетателями – это ли не обратная сторона медали. Когда-то черные или арабы были недочеловеками просто по факту своего происхождения и цвету кожи. Теперь часто кажется, что «угнетатели» и «угнетенные» поменялись ролями.




Фото Станислав Красильников / ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.