В обществе

В обществе Эколог как «иностранный агент», или «Иностранный агент» как «враг народа»

10 НОЯБРЯ 2014 г. ЕЛЕНА САННИКОВА


Времена «железного занавеса» и «холодной войны» оставили в головах определенной категории граждан тяжелое наследие в виде клинической, если можно так выразиться, иностранофобии и, как особо агрессивной ее разновидности, — америкофобии. Какое-то время, однако, наблюдалась ремиссия, а вот теперь болезнь дает отчаянный рецидив.

Закон об «иностранных агентах» — всего лишь одно из его проявлений.
Однако уже бытует мнение, что раз возник такой закон, то нужно его соблюдать, каким бы нелепым он ни был. Да и почему бы не назваться иностранным агентом, хотя бы ради хохмы? Ну, проверки будут чаще, ну, отчитываться придется ежеквартально, а не ежегодно, но работать-то можно будет…
Не тут-то было.
Закон об «иностранных агентах» уже понят на местах по-простецки: раз он есть, значит, пора развертывать политические репрессии. Которые, как известно, не терпят соблюдения каких-либо законов.
В реестр «иностранных агентов», согласно формулировке, записываться надлежит тем НКО, которые, во-первых, получают зарубежные гранты, а во-вторых, занимаются политической деятельностью.
Саратовская ассоциация «Партнерство для развития» никакой политической деятельностью никогда не занималась. Основанная экологом Ольгой Пицуновой без малого 20 лет назад, эта организация подвизалась в области экологии, благотворительности, а также занималась просветительской деятельностью. 
Однако когда в середине минувшего лета на счет организации поступила сравнительно небольшая сумма в рублях от посольства США, местные органы правопорядка так всполошились, что занялись расправой над «Партнерством» с каким-то вдохновенным усердием. В местную прокуратуру незамедлительно поступил донос, неизвестно кем написанный, то есть чистейшая анонимка, для делопроизводства непригодная. Однако прокуратура тут же возбудила административное дело и заказала экспертизу. Причем обратилась она не к экспертам в какую-либо экспертную организацию, а в учебное заведение — Саратовскую юридическую академию. Автором наспех испеченного экспертного заключения оказался выпускник военного училища, а ныне профессор-политолог.
«Насколько экологическая деятельность Ассоциации «Партнерство для развития» и ее руководителя Ольги Пицуновой противодействует интересам России и Евразийского союза, на границе которого находится Саратовская область?» 
Именно так формулировал вопросы «эксперту» первый заместитель прокурора Кировского района Саратова Олег Лаптев, которому доблестные органы местного уровня поручили дать ход анонимке.
«Фактическая экологическая деятельность Ассоциации «Партнерство для развития» и ее руководителя Пицуновой О.Н., формирующая направленное мнение о негативном состоянии энергетической экологической безопасности в регионе, напрямую связана и представляет угрозу геополитическим интересам России и Евразийского Союза… Ослабление данного Союза одна из важнейших геополитических целей США и их партнеров по НАТО». (Орфография и пунктуация сохранены.)
Хотя и не верится, но именно так отвечал прокурору профессор кафедры теоретической и прикладной политологии СГЮА В.Н. Купин, которому начальство академии поручило провести «экспертизу».
Семь вопросов прокурора, в которых уже задан обвинительный, откровенно идеологизированный ответ, и семь ответов профессора уважаемой в стране академии, повторивших содержащуюся в вопросе формулировку, но дополнивших ее изощренной фантазией. В результате «эксперт» пришел к выводу, что экологическая деятельность «Партнерства для развития» подрывает социальную стабильность, создает политическую напряженность в регионе и в корне противоречит интересам безопасности России. 
Удивляет и скорость расправы: 22 июля дело возбуждено, в тот же день экспертиза уже готова, а две недели спустя — суд…
4 августа 2014 года судья 8-го участка Кировского района Саратова Наталья Седова присуждает «Партнерству для развития» 300 тысяч рублей штрафа за «осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр» (ч.1 ст.19.34 КоАП РФ), а 8 августа та же судья приговаривает лично Ольгу Пицунову к 100 тысячам рублей штрафа как руководителя организации — за то, что не объявила в срок свою организацию «иностранным агентом».
В середине августа прокуратура возбуждает против «Партнерства для развития» третье административное дело: прокурор Лаптев направляет в районный суд заявление о понуждении ассоциации зарегистрироваться в качестве «иностранного агента».
Заседание Кировского районного суда Саратова по этому делу состоялось 5 сентября. Судья Кудакова удовлетворила наконец ходатайство Ольги Пицуновой и защитников вызвать в суд и допросить «эксперта» Купина (судья Седова в подобных ходатайствах отказывала), и представителям прессы, пришедшим на суд, пришлось час за часом выслушивать откровения профессора-политрука, уходящие корнями в дремучую застойную древность, и с изумлением убеждаться в том, что дело Андропова-Берии живет и здравствует, а приемы вязкой тоталитарной демагогии не претерпели с советских времен каких-либо существенных изменений.
На вопрос Дмитрия Печагина, защитника Ольги Пицуновой, почему в «экспертном заключении» нет ни перечня методов, ни списка использованной литературы, Купин ответил, что он использовал метод сравнительного анализа, а на вопрос, что и с чем он сравнивал, Купин разразился тирадой, которую стоит воспроизвести:
«Сейчас… я… отвечу, что я сравнивал! Деятельность аналогичных общественных организаций, которые спонсируются политическим субъектом… А в договоре написано, что одна сторона заключает, это — Ассоциация «Партнёрство для развития», а другая сторона — правительство Соединённых! Штатов! Америки! Соединённых Штатов Америки!.. Метод сравнительного анализа показывает, что первые шаги начинаются с финансирования, а за ними следует тот план, который США разработал не вчера и не сегодня, а разработал сразу после войны, под названием «План Даллеса»! И я этот «План Даллеса» в 2002 году, когда он был рассекречен, использовал в своих исследованиях. И могу процитировать выдержки из этого плана, чтобы всем было понятно — какие союзники и за счёт каких методов могут приобрести себе в США, добиваясь… Добиваясь! Своих геополитических интересов. Прикрываясь какой фразеологией? Демократической! Она очень популярна и откликается в сердцах наших граждан, но она потом нередко обливает кровью Донецкую степь и я не хотел бы, чтобы кровью залилась Саратовская степь!.. Я 38 лет в армии прослужил и соответственно знаю интересы безопасности страны!»
На вопрос, при чем тут Донецкая степь, профессор воскликнул: «А вы знаете, с чего начинался Майдан?! С финансирования организаций неправительственных!»
Тут даже прокурор попросил профессора не удаляться от темы, и допрос продолжался в том же русле. Профессор поведал суду, что геополитические интересы США «слагаются в направлении снижения, например, энергетического потенциала», и Штаты только о том и мечтают, чтобы снизить мощность «стратегического объекта — Балаковской АЭС», а то и вовсе ее остановить. «Тогда тот союз, геополитически составляющий противовес, Евразийский союз, конечно бы,потерял значительные позиции…»
Надо пояснить, что общественные выступления Ольги Пицуновой на темы ядерной безопасности вообще не имели отношения к проекту «Школы гражданского активизма», на который был выделен пресловутый грант «Партнерству для развития» от посольства США.
Но у профессора Купина — своя логика.

«Радиофобия! Создать радиофобию, то есть там, где нет реальной опасности, можно путём политических технологий соответственно представить, что эта опасность есть, и люди начнут собираться на протестные митинги для того, чтобы надавить на руководство, чтобы не допустить расширение и усиление мощностей... Подчеркну ещё один раз как специалист в области геополитики: Саратовский регион является сердцем, геополитическим ядром формирующегося Евразийского союза — Россия, Беларусь, Казахстан. Мы на границе находимся! Все устремления как раз сюда направлены!» 
Чуть-чуть бы еще металла в голосе — и отдыхает Вышинский, а «враг народа» назначен и разоблачен. (Примечательно, что это заседание Кировского суда Саратова проходило в аккурат в 96-ю годовщину начала «Красного террора».)
На вопрос, какую же протестную активность спровоцировали предостережения Ольги Пицуновой относительно расширения мощности Балаковской АЭС, профессор Купин похвалил правоохранительные органы, которые не дают такой активности развиться.
А на вопрос о собственной квалификации Виктор Купин пояснил, что окончил Энгельское зенитно-ракетное училище и служил в войсках по выполнению боевых задач, имеет непрерывный стаж военно-педагогической деятельности, а с 1993 года трудится в сфере политологии. 18 лет преподавал в военных академиях Санкт-Петербурга предмет под названием «Политологические проблемы национальной безопасности и составляющие глобальной безопасности», защитил по этой теме докторскую диссертацию. Каждые 5 лет участвует в повышении собственной профессиональной квалификации, дважды в московских вузах, дважды в санкт-петербургских вузах и дважды в Саратовском государственном университете. «Это, получается, 30 лет я повышаю квалификацию, получаю соответствующий аттестат именно по политологическим проблемам, составной частью философии — философии политики, как вам известно», — с гордостью заметил профессор.
Надо сказать, что все обвинение против Ольги Пицуновой и ее ассоциации строится исключительно на пятистраничной «экспертизе» Виктора Купина. В ходе допроса выяснилось, что профессор написал этот текст за несколько часов, так как руководство попросило его уложиться в кратчайшие сроки.
В итоге судья Кудакова вынесла постановление о привлечении местного Минюста «в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по данному делу» и назначила следующее заседание на 24 сентября.
А 12 сентября состоялось заседание Кировского суда Саратова по жалобе Ольги Пицуновой на решение мирового суда о присуждении ей как руководителю 100 тысяч рублей штрафа. На нем мне и довелось побывать.
Еще до начала заседания мое внимание привлекла статуэтка Фемиды на судейском столе, у которой на вытянутой руке, держащей весы, торжественно красовалась георгиевская ленточка. Это была, должно быть, прелюдия к грядущему заседанию.
В своей жалобе Ольга Пицунова заметила, что закон об «иностранных агентах» вступил в силу 25 ноября 2012 года. После этой даты ее организация иностранного финансирования не получала, а закон обратной силы не имеет. Договор о получении гранта от посольства США был заключен «Партнерством для развития» 23 августе 2012 года, до вступления в силу закона, а в июле 2014 года на счет организации поступила компенсационная сумма, возместившая «Партнерству для развития» расходы по давно уже выполненному проекту. (Согласно договору, 20% от суммы гранта выплачивалось после предоставления окончательного отчета в качестве возмещения фактических затрат организациипо проекту.). Но даже если бы «Партнерство для развития» и продолжало получать иностранное финансирование на осуществление своей деятельности, занесению в реестр «иностранных агентов» оно все равно не подлежало бы, так как к политической деятельности, согласно закону, не относится деятельность в области науки, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан (чем как раз и занимаются экологи), социальной поддержки и защиты граждан, защиты растительного и животного мира, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества. Проект «Школа гражданского активизма», в рамках которого и был получен грант, касался благотворительного предоставления гражданам правовых консультаций и лекций. Таким образом, обязанности вносить организацию в реестр «иностранных агентов» у Ольги Пицуновой ни с какой стороны не было. А статьи Ольги Пицуновой, приложенные к делу прокурором в качестве доказательства ее политической деятельности, как раз и оправдывают ее, поскольку касаются исключительно проблем экологии.
В отличие от судьи Седовой судья Кировского районного суда Смородинова удовлетворила ходатайства Ольги Пицуновой и ее защиты о приобщении к делу множества материалов, доказывающих ее правоту, и вызвала в судебное заседание профессора Купина. Бесконечно длинный допрос профессора и его замысловатая демагогия затянули заседание до позднего вечера, так что судья назначила продолжение заседания по обжалованию постановления об административном правонарушении на 15 сентября.
«Первый раз на моей памяти суд так поздно заканчивается…» — удивленно повторяла вахтерша на выходе, провожая участников суда и журналистов.
Впрочем, я не удивилась бы, если бы заседание продлилось и несколько суток: столь неисчерпаем талант профессора Купина уходить от ответы на конкретные вопросы в бесконечные геополитические фантазии. Ни на один вопрос защита так и не получила сколько-нибудь разумного ответа. Зато прозвучало множество сентенций о том, как вредят России Соединенные Штаты.
По характеру вопросов, задаваемых «эксперту» прокурором Альковым, было очевидно, что решения в пользу Ольги Пицуновой судья Смородинова не вынесет, так как налицо не суд, а расправа в духе советских политрепрессий. Однако оставалась надежда, что сумма штрафа будет снижена: Ольга Пицунова представила суду документы о том, что является пенсионером и инвалидом третьей группы. На вопрос судьи, почему это не было представлено в мировом суде, Ольга Пицунова ответила, что не могла предположить вынесения столь абсурдного решения.
Однако 15 сентября судья Смородинова, отказав защите в ходатайстве о проведении повторной экспертизы, оставила решение судьи Седовой в силе, ничуть не снизив нереальную для Ольги Пицуновой сумму штрафа.
А 19 сентября судья Смородинова приступила к рассмотрению обжалования решения суда от 4 августа о присуждении 300 000 рублей штрафа организации«Партнерство для развития».
На суд вновь был приглашен профессор Купин, и вновь в течение долгих часов звучали его геополитические откровения. Впрочем, на этот раз профессор был более сдержан и не столь пафосен, сомнительный «план Даллеса» уже не упоминал и заверял суд в своем глубоком уважении к Ольге Николаевне. 
Решение оставить постановление о штрафе в силе судья Смородинова выносила уже ближе к ночи, превысив предыдущий рекорд поздней работы суда.
На следующий день Ольга Николаевна тяжело заболела и на заседании 24 сентября присутствовать не смогла. Судья Кудакова проигнорировала ее заявление о перенесении заседания на другое число вместе со справками о болезни и в отсутствии Ольги Пицуновой и ее представителей вынесла решение обязать «Партнерство для развития» внести себя в реестр «иностранных агентов».
А 3 октября на сайте «РИА Новости» появилось сообщение о том, что «Партнерство для развития» уже внесено Минюстом в реестр «иностранных агентов». «Основанием послужило решение мирового судьи». 
Андрей Пинчук, супруг Ольги Пицуновой и сопредседатель «Партнерства для развития», заметил казус: суд вынес решение «о понуждении» организации записаться в «иностранные агенты», но Минюст уже все сделал сам, и потому решение суда организация выполнить не может. Но ведь «за невыполнение в т.ч. предусмотрена и уголовная ответственность», заметил Андрей Пинчук у себя в фейсбуке…

 


Ольга Пицунова, по образованию биолог и эколог-эксперт, один из лидеров российского экологического движения, является председателем Комиссии по экологической политике и окружающей среды в Общественной палате Саратовской области и главой Комиссии по экологической политике Экспертного совета при правительстве Саратовской области. Кроме того, с 1989 года она — руководитель Саратовского отделения Международного социально-экологического союза. 
Последние несколько лет Ольга Пицунова озвучивала несколько проблем в связи с ядерной безопасностью в области, предупреждая об опасности планов увеличить мощность Балаковской АЭС (вспомним, что именно безответственные эксперименты по увеличению мощности АЭС привели к трагедиям Чернобыля и Фукусимы)и слива в Волгу отходов пруда-охладителя АЭС. Она также выражала опасения в связи с планами по расширению площади пункта захоронения ядерных отходов (ПХРО) под городком Татищево в 40 км от Саратова и создания неподалеку нового пункта. 
Согласно «экспертизе» военного политрука (он же профессор политологии), Ольга Пицунова, стремясь защитить область от беды Чернобыля, а Волгу — от отравления, действует… в геополитических интересах США.
Однако есть предположение, что вовсе не уколы в адрес Росатома стали причиной попытки расправы с «Партнерством для развития», а разоблачение Ольгой Пицуновой планов прокуратуры приватизировать, условного говоря, изумительный природный лесопарк «Кумысная поляна», лишив ее статуса ООПТ ради своих корыстных интересов.
Но, в любом случае, сам факт принятия судом к рассмотрению дела на основании политической анонимки, а также филькиной грамоты, непонятно с какой стати названной «экспертизой», место которой либо в уголке сатиры и юмора, либо в лаборатории исследований психических отклонений на почве идеологических фантазий, — сам факт этот вызывает нешуточную тревогу. Ведь сегодня административное дело, а завтра и уголовное состряпают с формулировками из 1937 года.
Между тем, подходит уже дата крайнего срока уплаты 400-тысячного (в общей сложности) штрафа, ни «Партнерству для развития», ни, тем более, Ольге Пицуновой непосильного. Не повлечет ли неуплата новый виток репрессий в отношении эколога?
Эти опасения тоже вызывают горестную тревогу.

Фотографии предоставлены автором




Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.