Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

17 НОЯБРЯ 2014 г.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Конечно, состоявшийся факт маргинализации Путина — это болезненный удар по его самолюбию. Его не любит уже никто, кроме коалы. Но это его личные проблемы. Важнее то, что западная элита определила свою позицию, она выступила консолидированно и жёстко, устроив российскому президенту обструкцию. Таким образом ему дали понять, что повторять ошибки Чемберлена, говорившего в 1938 году «я привёз вам мир», никто не намерен. И попытки российской дипломатии расколоть Запад, говорить про его интересы и про то, что Америка манипулирует Европой и этому не следует подчиняться, закончились ничем.

Если Песков утверждал, что досрочного отъезда не будет, а он всё-таки состоялся, значит, у Путина просто не выдержали нервы. Ланч, где с ним никто не захотел сесть за один стол и пришлось отдуваться бедной президентше Бразилии, стал последней каплей. Для Путина и для путинской России это беда. Потому что вся его политика строилась на том, что Запад либерален, следовательно, труслив, боится войны и его можно взять «на слабо» или на понты. Вся стратегия строилась на повышении ставок и постоянном блефе. А сейчас Запад дал понять, что он этот блеф видит и поддаваться на него не намерен. Пусть летают самолёты, плавают подводные лодки — НАТО демонстрирует, что они готовы к такому развитию событий. Подобного не было уже несколько десятилетий.

Так что теперь перед Путиным крайне неприятная развилка. Либо сложить знамёна и уйти назад. Это рационально, но невозможно, так как будет сопровождаться потерей лица и власти в месте с ним. Либо понять, что блеф на Западе не работает и обратить его на внутренний рынок. По всей видимости, произойдёт именно это. Нам будут рассказывать, что мир на грани войны, что надо сплотиться, мобилизоваться и дать отпор. Путину просто ничего другого не остаётся. А для этого надо всё время подогревать события, кого-то взрывать и кого-то убивать. Но в то же время лезть на Украину напрямую ресурсов, смелости и отчаяния не хватает. Потому что понятно, что по суммарным возможностям, например, военным, Россия радикально уступает НАТО и Западу. И поскольку Кремль дразнит их уже полгода, там постепенно привели потенциальные военные ресурсы к состоянию готовности, и с каждым следующим месяцем делать вид, что в случае чего можно жахнуть чем-нибудь по Европе, всё сложнее.

Нужно обратить внимание на то, что сейчас ничего не говорится про противоракетную оборону. Эта тема исчезла из обсуждения в прессе и в международной дискуссии. Значит, Запад понял, что этот потенциал надо переориентировать с Ирана на Россию. А если это произойдёт, значит, перехватят. И Путин это понимает.

Так что мы видим стратегический проигрыш и Владимира Владимировича, и команды, которую он возглавляет. Была сделана ставка на то, что Европа опять испугается и утрётся, а они проявили неожиданную твёрдость. Рассчитывали, что русское население на Украине с восторгом встретит «вежливых зелёных человечков», но они почему-то этого не сделали. Наконец, присутствовала уверенность, что куда они на Западе денутся без наших нефти и газа, но там проявили готовность обойтись. А пойдёт ли наше сырьё в Китай — это ещё большой вопрос, потому что, какие там перспективы, непонятно. И получается, что с нефтегазовым шантажом, как и с ядерным, у путинской команды тоже ничего не вышло.

И самое главное — всё это происходит довольно быстро. На глазах падает рубль и международный престиж, на глазах перестают бояться, и в этом смысле ситуация довольно опасная. Потому что Путин — человек злопамятный, обидчивый и иногда склонный к переоценке собственных ресурсов. Ему ничего не остаётся, кроме как блефовать дальше, а этот блеф подводит Россию к очередной попытке взять непосильный вес и надорваться.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.