В обществе

В обществе А-Капелло

21 НОЯБРЯ 2014 г. АНТОН ОРЕХЪ

ТАСС

Продолжаю настаивать на неоднократно повторенном тезисе, что спорт — концентрированная иллюстрация нашей жизнь. Пускай и специфическая. Ну вот история Фабио Капелло — разве она про футбол? Она про нас и нашу с вами страну.

Сборная России играет черт знает как. Это единственное ее стабильное качество. В нашей национальной команде нет ни единого футболиста мирового класса. Несколько парней тянут на европейский уровень, но в сумме это средний коллектив средних исполнителей, который выдает такого же среднего качества продукт. Однако мы требуем от этого коллектива покорения наивысших высот. Почему? Просто потому, что это НАШ коллектив. А НАШ коллектив должен быть первым. Потому что Россия. Мы так хотим, мы так решили. И очень в свое время обижались, когда футболист Аршавин отвечал на претензии подгулявшего депутата золотыми, стопроцентно правильными словами, мол, «ваши ожидания — это ваши проблемы».

И вот для нашей средней сборной средних игроков нанимается не просто тренер, а человек-легенда. На кой черт нам легенда, если тренировать ему некого? Если посадить за руль «калины» Себастьяна Феттеля, «калина» все равно не поедет как «мерседес». Но мы не просто наняли знаменитого тренера, мы положили ему фантастических размеров зарплату.

Впрочем, откровенно говоря, Фабио Капелло уже вышел в тираж. Вышел в тираж еще до того, как принял нашу сборную. Он согласился бы здесь поработать, я думаю, и миллиона за три. Но наши ему щедро положили то ли восемь, то ли девять. По нашей доброй традиции зарплата тренера сборной России является тайной. Как является тайной, кто и из каких источников ее финансирует. И даже не вполне ясно, кто там эти бумаги подписывал.

В тот момент, летом 2012 года, не было не только тренера у сборной, но и президента у РФС. Тренера искал министр Мутко. Он же где-то находил источники финансирования баснословного контракта, сделавшего Капелло то ли самым высокооплачиваемым в мире тренером, то ли входящим в первую тройку. Но, так или иначе, очевидно переоцененным в буквальном смысле этого слова.

Потом сборная без особого блеска прошла отбор к чемпионату мира, где ее единственным серьезным соперником была Португалия. Португалию мы и вправду обошли, хотя, как показало время, по именам эта команда куда сильнее, чем на деле. Играла Россия скучно уже тогда. Но эйфория от первого за 12 лет попадания на «мир» захлестнула чиновников, и, не дожидаясь самого мирового первенства, контракт с Капелло продлили аж до ЧМ-2018 года, который пройдет у нас в России. Это рекордный в нашей истории контракт по продолжительности. И по сумме зарплаты тренера. А главное — по сумме неустойки за разрыв контракта. Проще говоря, разорвать контракт невозможно — если только у вас нет желания единовременно выплатить тренеру десятка три-четыре миллиона евро.

Капелло уже под семьдесят. В этом возрасте люди могут отлично выглядеть, быть энергичными, но, как правило, уже не меняются. И никаких новых идей у них не появляется. Только обостряются противные черты характера. А черты характера Фабио Капелло и в молодые годы были противными. И вот с этим пожилым тренером мы подписываем рекордный по сумме и длительности неразрываемый контракт. По которому нынче не платим ему жалование уже пять месяцев!

При такой игре и результатах, что уволить Капелло давно и страстно желают все. Но тогда надо платить отступные. А какие уж тут отступные, если мы просто зарплату выплатить не в состоянии!

Винят в невыплате работодателя, то есть президента РФС Николая Толстых. Это логично. Но логично при нормальном положении вещей. А наша страна — у нее особая логика и положение вещей традиционно вверх тормашками. Толстых не имел никакого отношения к найму Капелло — Толстых в тот момент еще даже не выбрали.

Толстых упрекают в том, что РФС в долгах и в кредитах, как в парче и шелках. Мутко говорит, что при нем казна Союза ломилась от денежных знаков. И это верно. Но между Мутко и Толстых РФС руководил еще один господин — Фурсенко. Фурсенко — это… Путин, «Озеро»… ну, вы поняли. И руководил Фурсенко так, что именно при нем прибыльная организация обросла долгами и кредитами, как обрастает игрушками елка в Новый год. Раздутые штаты, какие-то в буквальном смысле колдуны и нумерологи — кто только не работал у чрезвычайно слабого президента и чрезвычайно странного человека Фурсенко и каких только причудливых штатных единиц с чудесными окладами в РФС не появилось.

Толстых получил дезорганизованную структуру, которая всем вокруг должна. И на балансе — гигантский контракт тренера, которого даже не он нанимал. Говорят, что Толстых был как минимум не рад продлению контракта с Капелло на пять лет, не дожидаясь результатов хотя бы первого крупного турнира. Но Толстых, как я понимаю, особо и не спрашивали. Зато спрашивают нынче. Навязав ему ненужного работника за несусветные деньги, выплату которых сами же гарантировали и которые фактически не платят. Оправдываясь тем, что раз под контрактом подпись от имени РФС, то пускай РФС и выкручивается.

Ситуация стала еще глупее как раз в эти месяцы, пока зарплату не платили. Зарплата же в евро! А за отчетный период евро вздорожал почти в полтора раза. Теперешний доллар дороже тогдашнего евро. Теперешний евро дороже тогдашнего фунта. Теперешняя задолженность за пять месяцев — это как прежняя получка месяцев за семь-восемь!

Толстых призывают потратить на погашение долга деньги, полученные от ФИФА за участие в чемпионате мира. Мол, сборная их заработала, на сборную их и трать. Но потратив все на погашение долга, РФС не сможет финансировать уже, видимо, никакую иную деятельность.

А главное, расплатившись с долгами и не имея источников стабильного пополнения бюджета, уже через месяц Союзу снова будет нечем платить злосчастному угрюмому итальянцу. И скажите мне теперь, что это история про футбол...




Фото ТАСС/ Артем Коротаев


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.