В экономике

В экономике Прямая речь

20 НОЯБРЯ 2014 г.

Александр Гольц:

Росрезерв — одно из наиболее засекреченных российских ведомств, например, там до сих пор предусмотрена военная служба. Эта организация существует для подготовки страны к действиям в экстренных ситуациях. Когда-то самой экстренной ситуацией считалась ядерная война, но это не единственный вариант. В других государствах также есть подобные ведомства, например, в США эту функцию исполняет организация под названием FEMA.

В частности, в задачу Росрезерва входит создание запасов всего на свете. Где-то в глубоких хранилищах, местонахождение которых секретно, хранятся запасы продуктов, которые в случае экстренных ситуаций будут выдаваться населению. Существует жёстких график того, как эти продукты меняются. Когда приближается завершение их срока годности, их направляют в какие-то государственные органы, чаще всего в армию, а освободившееся место заполняется новыми. Гречку, о которой идёт речь сейчас, подберут с самым дальним сроком годности, но еще не подлежащую такой ликвидации. Сейчас, по мнению российских властей, создалась экстренная ситуация.

Пока есть уверенность, что эти запасы можно легко возобновить, защищать их от такого применения никто не будет. Я полагаю, что из Росрезерва уже черпают так называемую гуманитарную помощь для Украины. Будут ли увеличивать поставки на рынок продуктов из этих запасов, зависит, во-первых, от масштаба нехватки, а во-вторых — от уверенности в том, что потраченное можно восстановить. Ясно, что нехватка гречки — ситуация для властей неприятная, но всё-таки, скорее, с политической точки зрения. О фактической нехватке продуктов пока речь не идёт.

Так что это — реакция на неприятную ситуацию, но не более того. Никто не воспринимает такое решение как снятие «последнего клапана» и так далее. Хотя понятно, что в тот момент, когда распечатывают Росрезерв, власть признаёт, что рыночные законы в России в данном конкретном случае не работают. И государство, по тем или иным причинам, сталкивается с паническими закупками населения.


Андрей Нечаев, председатель партии «Гражданская инициатива», бывший министр экономики?

Есть несколько причин проблем с гречкой. Во-первых, в некоторых основных гречкопроизводящих районах, в частности на Алтае, был не очень хороший урожай этой культуры. При этом, скорее всего, могли произойти и какие-то сбои в логистике. Также нельзя исключать сознательные действия продавцов, старающихся воспользоваться тем, что сейчас население испытывает некоторую нервозность в связи с ростом цен, девальвацией и общей экономической обстановкой. Наконец, гречка — это не просто традиционный национальный продукт, но и то, что люди запасают в первую очередь. Так что фактор нервозного ажиотажного спроса, несомненно, присутствует.

Эта паника связана с тем, что люди чётко ощущают: ситуация на потребительском рынке меняется в негативную сторону. Потому что девальвация угрожает импортным товарам, и хотя непосредственно к гречке это не относится, её мы производим сами, это задаёт общую тенденцию к росту цен, особенно в сочетании с антисанкциями. Это провоцирует беспокойство, и старшее поколение, которое ещё помнит советские времена, действует по сложившимся привычкам. Люди моложе, которые сейчас уже достигли среднего возраста, также пытаются себя обезопасить, в том числе делая разного рода запасы. За последние несколько недель розничный товарооборот резко вырос, население стало меньше сберегать и больше тратить, для того, чтобы защитить себя от роста цен. А в сфере продуктов питания выбор, в сущности, не велик. Понятно, что свежие мясные или молочные продукты не запасёшь, остаются крупы, сахар и консервы.

Я давно уже говорил и писал про «неписаный консенсус» между властью и значительной частью общества, состоящий в том, что власть обеспечивает устойчивый и очевидно растущий уровень жизни, а население закрывает глаза на уменьшение демократических свобод, фальсификацию выборов, ужасающую коррупцию и ограничение информации. Но этот консенсус очень хрупок, и может быть поколеблен, если второй раз за достаточно непродолжительный промежуток времени, учитывая кризис 2008 года, уровень жизни довольно резко упадёт.

Но добавился другой фактор, а именно взлёт патриотизма и гордости за внешнеполитические действия страны. Это фактор, условно называемый «крымнаш». И тут надо снять шляпу перед кремлёвскими политологами и пропагандистами, потому что ради этого многие люди готовы терпеть бытовые неудобства. Так что разочарование в состоянии экономики частично компенсируется, и ждать каких-то массовых проявлений народного возмущения едва ли стоит.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.