В экономике

В экономике Прямая речь

10 ДЕКАБРЯ 2014 г.

Михаил Бергер, экономический обозреватель:

Во-первых, надо понимать, что в долларовом выражении цены на бензин падают. Условно говоря, если раньше литр 95-го стоил около доллара, то сейчас — 60 центов. Другое дело, что зарабатываем мы не доллары, а рубли, и в рублях бензин дорожает, не так стремительно, но быстрее, чем «в среднем по больнице». Надо иметь в виду, что часть цены, зависящая от самого продавца, относительно невелика, а есть заметная доля акцизов. Но самое главное — чисто психологический момент. Всё вокруг дорожает, значит можно подвинуть чуть-чуть стрелочку. Это очень важный фактор, который оказывает влияние на поведение продавцов. Наконец, есть некоторые техническое моменты, связанные с тем, что сегодняшний бензин был произведён из нефти, приобретённой раньше, по более высокой цене. В этой сфере ведь есть производственные циклы. Но, конечно, когда все бегут, кому-то одному трудно удержаться на месте. Почему бензин должен стоять на месте, если вверх ползут все остальные цены?

ФАС, наверное, может потребовать каких-то объяснений и обоснований. И на какой-то отрезок времени в какой-то сфере, например, в ценах на бензин, это окажет некоторый эффект. Хотя у нас уже была попытка искусственно сдерживать цены несколько лет назад, когда были заключены договоры с крупнейшими нефтяными компаниями и даны соответствующие обещания правительства. Но потом всё равно цены стали балансировать на рыночном уровне, ФАС не смог сдержать всё, а бензин — это только часть того, что происходит на рынке, дело этим не ограничивается. А превращать Федеральную антимонопольную службу в Госкомцен и сложно, и бессмысленно.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.