В Кремле

В Кремле Прямая речь

20 ЯНВАРЯ 2015 г.

Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала «Ядерный клуб»:

Сотрудничество началось в ранние 90-е годы, когда ситуация в России была очень тяжёлой. С тех пор был проделан очень большой объём работ по усовершенствованию зашиты ядерных объектов, на начальном этапе он проходил при финансовой и, иногда, технологической помощи западных стран, которые порой играли ведущую роль. Однако не в этом году и не в прошлом, а ещё с начала 2000-х роль России в соответствующих программах стала значительно возрастать, и деньги, которые мы в это вкладываем, заметно, в разы, превысили объёмы средств, поступавших из-за рубежа.

Более того, достаточно давно было принято решение новых совместных проектов в этой области не начинать. Это было сделано по одной простой причине: те задачи, которые стояли в начале 90-х годов, были в основном решены, отчасти с помощью иностранного финансирования. Сегодня экономическая ситуация в России, даже несмотря на санкции, гораздо лучше, чем в 90-е, кроме того, выстроена система, позволяющая такие вопросы решать.

Это не значит, что соответствующие системы не требуют модернизации. Безусловно, важно проводить учения и осуществлять соответствующий контроль над тем, что происходит в области ядерной безопасности, но это надо делать силами российских организаций. А необходимость в международной кооперации себя исчерпала.

Алексей Арбатов, политолог:

Конечно, это решение не улучшит безопасность наших ядерных объектов. Мы должны были получить от американцев в дополнение к тем миллиардам, которые они уже дали нам на протяжении предыдущих 20 лет, ещё 100 миллионов долларов. И в условиях нынешнего финансового положения России эти деньги были бы не лишними. Но политика тут, как и во всех остальных вопросах, взяла верх. Было бы нелогично сейчас, идя на такую конфронтацию с США, оказавшись в полном тупике по всем переговорам, свернув практически все направления сотрудничества, причём часть этих решений была принята по инициативе американской стороны, а часть — по нашей собственной, в то же время продолжать брать деньги на безопасность ядерных объектов. Поэтому ещё в декабре Россия отказалась от продолжения взаимодействия и в этой области. Америку такое решение, конечно, не очень огорчит, так как всё это было скорее на пользу России, но это служит ещё одни показателем того, насколько низко опустился уровень наших отношений в части сотрудничества и насколько высоко поднялся в части противостояния.

Нужно понимать, что речь шла не о «ядерной безопасности», а о «безопасности ядерных объектов», то есть о складах с материалами и боеприпасами, утилизации радиоактивных отходов, остающихся после демонтажа устаревших подводных лодок, транспортировке топлива для переработки на производственном комплексе «Маяк» и так далее. И по нынешнему курсу те 100 миллионов, о которых шла речь — вполне приличная сумма. Умножьте на 60 и получите то, сколько денег мы потеряли.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.