В Кремле

В Кремле Итоги недели. Ручное управление приятелями

6 ФЕВРАЛЯ 2015 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

Главное событие уходящей недели: форменная истерика главного начальника страны. Вдруг выяснилось, что из-за введения новой системы взаиморасчетов между РЖД и регионами были отменены сотни маршрутов пригородных электричек. А в ряде областей пригородное железнодорожное сообщение было отменено полностью. Ну тут наш главный радетель за народные интересы, который, конечно же, узнал о проблеме за три минуты до встречи с министрами, обрушился на нерадивых бояр: «Что, у нас Министерства транспорта не существует, что ли? По-моему, Вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьёзно. Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли? … Послушайте, это несерьёзный подход к делу. Это же касается тысяч людей, это касается производств: люди едут на работу либо не едут туда». Казалось, еще чуть-чуть и Путин дойдет до трагизма Зинаиды Гиппиус: «Нам не уйти / Уж разобрал руками черными Викжель – пути».

Правда, на сей раз роль инфернального Всероссийского исполнительного комитета железнодорожников, прервавшего в 1917-ом сообщение в стране, была возложена на правительство. Отдуваться пришлось вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Владимир Владимирович в очередной раз сделал вид, что не понимает, сколь значительную роль сыграл в кризисе глава ОАО РЖД Владимир Якунин. Дело в том, что по новым правилам компенсировать потери РАО РЖД из-за убыточного пригородного сообщения теперь надлежит не из федерального, а из регионального бюджета. Деньги на это должны были появиться из налогов с прибыли РЖД. Но прибыли тут же исчезли. По мнению многих экспертов, главная проблема в том, что РЖД является монополистом (владеет всеми компаниями, осуществляющими железнодорожные перевозки в регионах). Этот монополист волен назначать любую цену за свои услуги. И при этом не раскрывать того, как эта цена формируется, включая в нее собственную неэффективность и некомпетентность. «Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80-85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», — заявляет, например, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Однако Владимир Якунин занимает в российской табели о рангах должность куда более высокую, чем губернаторская. Должность, которая позволяет ему плевать на глав регионов. Эта должность — приятель Путина В. В. Именно поэтому на заседании правительства все тумаки и шишки достались Дворковичу. Именно поэтому Якунину было позволено закрыть аж полтысячи пригородных маршрутов, концентрируясь на неких экзотических проектах, вроде организации ночных поездов во Францию.

В тот же день главный начальник страны был вынужден выразить неудовольствие позицией другого своего приближенного — Игоря Сечина. Тот на встрече с президентом предложил пересмотреть налоговые правила в пользу «Роснефти» и нарвался на президентскую отповедь: «Игорь Иванович, когда вы работали в правительстве, вы были за налоговый маневр, как только в компанию перешли — теперь вы против налогового маневра. Где настоящий Сечин — до или после? Интересы государства где? Интересы компании — это важно, компания одна из отраслеобразующих, но есть еще интересы всей экономики». Подозреваю, что путинское негодование было несколько подогрето, когда выяснилось, что операции Сечина на финансовых рынках сильно помогли обвалу рубля в декабре. «Я считаю, что, действительно, сделка по «Роснефти» была непрозрачная, она была непонятна рынку, и она была дополнительным фактором волатильности на рынке», — заявила в недавнем интервью Forbes глава Банка России Эльвира Набиуллина. И бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин после рекордного падения 15 декабря биржевого курса рубля заявил, что рынок в том числе «негативно разогрела» непрозрачная сделка «Роснефти».

После разносов, устроенных Дворковичу и Сечину, кто-то из коллег написал, что Владимир Путин переходит к режиму ручного управления государством. По-моему, это не совсем точно — попытки этого самого ручного управления не прекращались все 15 лет путинского правления. Сейчас происходит нечто другое — попытка взять под контроль путинских приятелей. Все предыдущие годы глава государства последовательно раздавал лакомые куски госсобственности своим приближенным. Конечно же, не для того, чтобы обеспечить их все возрастающими возможностями по заполнению шубохранилищ. Просто считалось, что люди из путинского круга, эти бескорыстные выходцы из спецслужб будут всегда ставить превыше всего интересы государства. И вот теперь выясняется, в момент жесточайшего кризиса, что верные путинские лейтенанты озабочены, прежде всего, тем, чтобы побольше хапнуть. Что до жителей Псковской, Тульской и прочих областей, где отменили электрички, то им остается лишь надеяться: РЖД не рискнет игнорировать путинский окрик. Или все-таки рискнет?


Фото: Россия. Рязанская область. 2 февраля. Пассажиры на железнодорожной станции "Лагерный". Александр Рюмин/ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.