В погонах

В погонах Прямая речь

10 ФЕВРАЛЯ 2015 г.

Лев Пономарёв, правозащитник, исполнительный директор движения «За права человека»:

Это – очередная позорная страница в действиях нашей власти. Судя по информации, которой я располагаю, Надежда Савченко действительно находится в критическом положении, её здоровье и жизнь под большой угрозой. И понимая, что эта ситуация совершенно экстраординарная, президент Российской Федерации может и даже обязан её помиловать. Кто-то этого не знает, но вообще помилование возможно на любой стадии судебного процесса, это уникальная функция президента по Конституции. Но пока что Владимир Путин не отличался особым гуманизмом, мы знаем, что Ельцин регулярно использовал эту возможность, в некоторые годы он мог помиловать больше тысячи человек, то при Путине это количество резко уменьшилось. В прошлом году он помиловал всего двух человек, то есть это принципиально не его сфера деятельности.

И он не понимает, что, помиловав сейчас Савченко, он многократно выиграет, даже если он считает, что она действительно виновата. При этом все обстоятельства говорят, что она и не наводила, а была просто похищена, на это указывает информация и из официальных источников, и из СМИ, и от адвокатов. Так что тут у Путина была уникальная возможность изменить представления мира о себе и, возможно, начать таким образом новую страницу в ситуации с Украиной. Завтра будут приняты важные решения, которые ждёт весь мир, и если бы сегодня он помиловал Савченко, это стало бы неплохим шагом в свете предстоящих переговоров.

Но то, что он этого не сделал, а её мучение продлили, говорит о совершенно не гуманистическом состоянии российского судопроизводства. По крайней мере, спокойно могли бы изменить меру пресечения на содержание под стражей, жильё легко бы нашлось, и, главное, она могла бы отказаться от голодовки. А сейчас сохраняется угроза её жизни.

Владимир Фесенко, директор Центра политических исследований «Пента»:

Сегодняшний приговор, к сожалению, ещё больше закручивает пружину драматизма в этой истории. Не хочется говорить, что он окончательно приближает её к трагическому финалу, шанс всё ещё остаётся, но вариантов уже очень мало: либо Надежда Савченко погибает, либо, как Путин уже делал несколько раз, он в последний момент её освободит. Может быть, он приберегает этот жест для дипломатических игр с Западом и переговоров с Украиной, чтобы в последний момент вытащить козырь из рукава, словно талантливый шулер. Такого варианта нельзя исключать, но пока ситуация становится всё более и более напряжённой.

Какое-то подобие «торга» за судьбу Савченко происходило в ходе заседания Парламентской Ассамблеи Совета Европы, условия были тогда обозначены. Но российская делегация или те, кто за ней стояли, заигрались: стали повышать ставки, требовать всё больше и больше и, наконец, сказали, что суд всё решит, а они могут, максимум, пустить к Савченко наблюдателей. Именно эта игра, в которой каждый день нарушались предыдущие договорённости, обусловило голосование по достаточно жёсткой резолюции, продлившей санкции против российской делегации. Таким образом, Кремль переиграл сам себя. А сейчас уже никаких торгов нет, и торговаться не о чём.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.