В экономике

В экономике Заморозка цен для передела рынка

25 ФЕВРАЛЯ 2015 г. МАКСИМ БЛАНТ

ТАСС

Крупнейшие российские торговые сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, выступили с инициативой добровольно заморозить на два месяца цены на «социально-значимые продукты». В рамках Ассоциации они подготовили проект соглашения, который передали на одобрение в Федеральную антимонопольную службу. В случае, если антимонопольное ведомство не выскажет своих возражений, будет введен мораторий на повышение цен такими сетями, как «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси».

Окончательный список продуктов, которых коснется заморозка цен, пока не определен, однако к социально-значимым традиционно относятся хлеб, отдельные виды круп, молоко и молочные продукты, говядина, куриное мясо.

Ритейлеры не сомневаются, что одобрение от ФАС будет получено без лишних проволочек, после чего можно будут уточнить конкретную корзину продуктов, цены на которые будут заморожены.

Стоит напомнить, что после обвальной девальвыции рубля продовольственная инфляция в России взлетела к уровням, которых не наблюдалось полтора десятилетия. Розничные сети подверглись проверкам со стороны правоохранительных органов, а вице-премьер Аркадий Дворкович заговорил о том, что если так пойдет и дальше, правительство может заняться регулированием цен.

Так что «социально-значимая» инициатива владельцев и руководителей розничных сетей – мера отчасти вынужденная. И, как показывает опыт подобного рода инициатив, в борьбе с инфляцией не очень эффективная. Во-первых, после окончания моратория на повышение цен они могут вырасти скачкообразно, «догоняя» инфляцию. Во-вторых, торговцы будут в ускоренном режиме повышать цены на все остальные продукты, компенсируя себе потери от заморозки цен на сравнительно небольшую группу товаров.

При этом выгод для крупных сетей больше, чем издержек. К моменту начала действия соглашения торговые сети постараются подтянуть «с запасом» цены на продукты, которые потом в течение двух месяцев не будут дорожать. Заморозка цен на социально-значимые продукты – отличный рекламный ход, который поможет еще сильнее увеличить долю на рынке за счет мелких магазинов «шаговой доступности», которые не могут себе позволить такую заморозку. Кроме того, имеет смысл заморозить цены на продукты, которые входят в корзину Росстата, применяющуюся для подсчета инфляции. Помощь Банку России в сдерживании инфляции – надежда на скорейшее снижение ставки рефинансирование и удешевление кредитов для развития бизнеса.


Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.