В оппозиции

В оппозиции Искать здесь любые неполитические мотивы просто нечестно

28 ФЕВРАЛЯ 2015 г. НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ

ЕЖ/Ольга Пашкова

Искать здесь любые неполитические мотивы просто нечестно, а может быть, и оскорбительно по отношению к покойному Борису Ефимовичу. Он был человеком, известным своей кристальной честностью и бескорыстностью. В течение долгого времени он руководил крупным регионом, был первым вице-премьером, и никак на этом не нажился, что в контексте наших традиций, как давних, так и новейших, совершенно исключительно. Поэтому искать какие-то хвосты, связанные с бизнесом и криминальными разборками, просто нелепо, так же как и с личными делами.

Абсолютно убеждён, это — политика и следствие прямой и бескомпромиссно смелой гражданской позиции Бориса Немцова, а также его политической активности. Дальше уже возможны варианты: это может быть месть за что-то, может быть акция запугивания. С учётом масштаба личности это в любом случае террористический акт. И несомненно, прямой результат царящей сейчас атмосферы «охоты на ведьм», агрессивной нетерпимости к любому альтернативному мнению и ко всем людям, которые шагают не в ногу, поиска национал-предателей, либеральных агентов Запада и всего остального, что вызывает у нас ассоциацию с самыми недобрыми моментами нашей истории. Эта атмосфера, которая в ежедневном и ежечасном режиме нагнетается целым рядом влиятельных средств массовой информации, и сделала возможным произошедшее убийство. Вероятно, кто-то из людей, опьянённых стрельбой и кровью, пошёл на убийство.

Ни к чему хорошему это не приведёт, потому что дальше это может, во-первых, открыть шлюзы. Пока что никому не приходило в голову убивать оппозиционеров, а теперь может прийти. Просто взять и пострелять, как в тире. Почему нет, если это соответствует настроениям огромной референтной группы и, в конечном счёте, настроениям власти? Конечно, не само убийство, оно власти совершенно не нужно и ей во вред, но ненависть к людям вроде Немцова соответствует настроениям власти абсолютно. И это усиливает атмосферу страха в обществе, ощущение уже чисто физической опасности.

Второе следствие заключается в том, что в глазах всего мира, в первую очередь западного, в произошедшем несомненно виновата власть, и обратного никому не доказать. А раз она виновата, то изоляция России усилится. Но изоляция — процесс двухсторонний, и чем она сильнее, тем сильнее «завинчивают гайки» внутри страны. Так что всё будет только хуже. Нельзя исключать, что преступники помимо прочего имели в виду отрезать Путину возможности к отступлению, именно потому что убийство неизбежно приведёт к ужесточению отношений с Западам. Это ещё больше отрезает власти и без того немногочисленные возможности для изменения своей позиции и налаживания отношений с Западом. Наконец, надо сказать, что эта трагедия сильно напоминает первую реальную акцию «Антимайдана». Не конкретной организации, люди из которой могут быть с произошедшим не связаны, но антимайданных настроений.

Еще произошедшее говорит о потере Путиным контроля над ситуацией. С одной стороны, случившееся — продукт фактически инициированной сверху дикой, истерической и милитаристской пропаганды. Но с другой — оно свидетельствует о выходе процесса из-под контроля центральной власти, то есть, фактически, одного человека.

Трагедия ещё раз напоминает нам об изъянах единовластного правления. Наполеонов, Черчиллей и прочих де Голлей вообще не много, но, даже независимо от масштаба личности, в современном мире человек не может держать все нити в своих руках. Он начинает их терять. Особенно в ситуации противостояния всему миру и экономической деградации. Ситуацию оказывается невозможно удержать, что идёт во вред и самому правителю, и стране.


Фотография ЕЖ





Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.