В экономике

В экономике Прямая речь

19 МАРТА 2015 г.

Михаил Бергер, экономический обозреватель:

Ряд марок General Motors, например, Chevrolet Cruise или Taho, просто плохо продаются, и в России, и в других странах. И сейчас у концерна есть хороший повод, чтобы выйти с рынка. Когда у людей было много денег, покупательская способность была высока, многие были готовы купить не очень конкурентную машину. Но сегодня, когда деньги считают очень аккуратно, GM просто не выдерживает конкуренции с корейцами. Это на две трети результат рыночных ошибок, плохой маркетинговой политики и только на треть – последствие объективной макроэкономической ситуации.

Какие-то компании могут, конечно, за ними последовать, но многие останутся. Точно не уйдут корейцы, французы, японцы. Собственному российскому автопрому это помочь не может, потому что ему уже ничего не поможет.


Владимир Волков, экономический обозреватель:

Очевидно, что это связано с резким падением продаж концерна General Motors в России, который затронул несколько марок — Chevrolet, Cadillac Opel и ряд других. Можно вспомнить, что этот концерн уже уходил в предыдущие годы из-за проблем со сбытом, но потом вернулся. В 90-е годы именно компания General Motors первой среди иностранных автопроизводителей начала местную сборку своих автомобилей в России, а позже они это расширили на несколько площадок: Калининград, Ленинград, Калуга. Но локализация всё равно оставалась довольно низкой, 25%, кроме Chevrolet Niva, который локализован практически полностью, хотя изменившаяся сейчас стратегия означает, что строительство нового завода для этой марки будет остановлено до лучших времён.

Понятно, что из-за низкой локализации рынок сейчас очень сильно просел. Корейская вона подорожала на 85% с начала девальвации рубля, а те же Chevrolet — это корейские автомобили из корейских деталей. И такое подорожание машинокомплектов при пересчёте на рубли, в сочетании с уменьшением спроса, связанного с тем, что люди откладывают покупку автомобилей из-за резкого снижения доходов, приводит к тому, что страдает не только General Motors, но и весь автомобильный рынок в России. Однако GM в силу своей специфики сталкиваются с большими проблемами, чем компании более локализованные или ориентирующиеся на более бюджетные автомобили. У них и так были не очень удачные новинки, например, Chevrolet Cobalt не смог стать таким же популярным, каким был Chevrolet Lachetti.

Так что это просто бизнес. При таком мощном спаде продаж, до 80% по отдельным моделям, компания может действовать только так. Никакой политической компоненты в их решении нет. GM сейчас реструктурируется во всех странах Европы, так что выделять Россию особенно не стоит, хотя надо оговориться, что мы сильно пострадали от девальвации и снижения темпов роста. Корейская марка SsangYong также прекратила поставки, при том, что для них российский рынок был одним из крупнейших, может быть, даже больше собственно корейского. Все компании сейчас испытывают сложности, и иностранные, и «АвтоВАЗ». Но те, кто в состоянии терпеть, будут терпеть, так как российский рынок перспективный, по доле автомобилей на 100 человек мы далеко не в первых рядах в Европе, та же Германия гораздо более автомобилизированная. Этот потенциал сохраняется, и по мере того, как российская экономика начнёт выходить из своего тяжёлого положения, а она начнёт это делать, хотя бы потому, что пик спада уже пройдён, вернутся и иностранные компании. Возможно, они задумаются о большей локализации, хотя и не сейчас. Увеличение локализации требует увеличения продаж автомобилей, так как для этого необходимы инвестиции в сотни миллионов долларов, и без значительных продаж выгоднее импортировать. Но если курс рубля станет укрепляться, такой вопрос для многих снова стает актуальным.

Кроме того, надо смотреть, как правительство будет регулировать этот рынок. Ещё вчера руководитель «АвтоВАЗа» Бо Андерсон обратился с заявлением о необходимости повысить пошлины на импорт иностранных автомобилей. И если правительство решит, что необходимо защитить собственного производителя, какие-то меры могут быть приняты. Это не обязательно должны быть тарифные ограничения, там можно многое придумать. Нужно смотреть на то, какие условия у нас в ВТО, но, на мой взгляд, правительство сейчас готово закрыть глаза на наши обязательства перед мировым сообществом, включая ВТО, хотя это пока что домыслы, не основанные на фактах. Но предложение главы крупнейшего отечественного автопроизводителя есть, а пойдёт ли на это руководство страны, сказать сложно.

В любом случае произойдёт довольно серьёзный передел внутреннего рынка, при котором локализованные компании будут выигрывать. А те, кто верит в долгосрочные перспективы российского рынка, будут готовиться к тому, что Россия начнёт выбираться из экономического кризиса. Можно быть уверенным в том, что и GM вернётся, они не будут игнорировать один из крупнейших рынков в Европе, тем более что они уже сделали в России серьёзные инвестиции, и просто так списать их было бы очень экстремальным шагом. Opel – это ведь довольно специфическая марка, в основном, немецкая в рамках крупного американского концерна. И в последнее время их экспансию за пределами Европы сдерживали сами General Motors, чтобы не создавать конкуренцию другим своим линейкам. Opel в результате сильно страдал, периодически бывал в кризисе, и можно предполагать, что происходящее сейчас заставит GM пересмотреть свои позиции.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.