В экономике

В экономике Итоги недели. Не купить ли валюты к отпуску

10 АПРЕЛЯ 2015 г. МАКСИМ БЛАНТ

ТАСС

Стремительное восхождение рубля на минувшей неделе продолжилось. Сначала доллар и евро прошили вниз минимальные значения этого года. Американская валюта вернулась в декабрь, европейская – в ноябрь. За доллар на минувшей неделе давали менее 53 рублей, за евро – 56 с копейками. За пару месяцев рубль прошел путь от худшей валюты в мире до лучшей. Такова оценка экспертов Bloomberg. Они же не без сожаления констатируют: российская валюта абсолютно непредсказуема.

Обладатели валюты, покупавшие доллары и евро дороже нынешних уровней, забеспокоились и начали подумывать, не поменять ли им все обратно на рубли. Те же, у кого рубли, раздумывают, не купить ли им валюту, пока дешево. Вопросы такого рода в разных интерпретациях задают самые разные люди, как правило, далекие от экономики. Поэтому начну с выводов, а потом уже можно будет порассуждать об источниках укрепления рубля и о том, насколько долго оно может продлиться.

Валюту, равно как и все остальное, лучше покупать дешево. Поэтому сейчас – далеко не самый плохой момент для того, чтобы поменять рубли на доллары. При нынешних ценах на нефть рубль выглядит явно переоцененным, и вероятность того, что и доллар, и евро еще до лета можно будет продать по 60 рублей, а то и выше, я оцениваю процентов в 70. Так что купить немного валюты к отпуску вполне можно.

Практически все эксперты в своих оценках единодушны: стабилизация нефтяных цен – один из ключевых факторов укрепления рубля. Настроения на нефтяном рынке с начала года серьезно изменились. Сегодня большинство игроков ожидает роста барреля марки Bren во второй половине года до 70-80 долларов. И политика Саудовской Аравии, которая отменяет скидки для азиатских импортеров нефти, – один из главных признаков близкого завершения «ценовой войны».

Цены на нефть, впрочем, далеко не единственный фактор укрепления рубля. Вторая (если не первая) причина – «минские договоренности» и какое-никакое прекращение огня на Юго-Востоке Украины. Каждый относительно спокойный день в Донецкой и Луганской областях снижает вероятность введения новых санкций. А значит, геополитические риски в отношении России снижаются.

Наконец, еще весьма важные изменения произошли с начала года в денежно-кредитной политике развитых стран, а если быть более конкретным – Европейского союза и США. Европейский ЦБ запустил программу количественного смягчения, причем такую, которой не ожидали даже самые оптимистичные спекулянты и инвесторы. Помимо прочего, это стало превентивной мерой, которая призвана защитить европейскую финансовую систему на случай греческого дефолта и выхода Греции из зоны евро. Да и в отношении «неминуемого» ужесточения денежно-кредитной политики настроения инвесторов с начала года коренным образом изменились. Если в январе большинство верило в то, что цикл повышения ставок в США начнется в марте-июне, то теперь первых, чрезвычайно осторожных шагов в этом направлении от ФРС ждут не раньше осени, а то и вовсе к концу года. А это означает, что никакого дефицита долларов и евро в ближайшее время не предвидится. Они все также дешевы и доступны. Более того, последние опубликованные в конце прошлой недели данные с американского рынка труда вышли настолько обескураживающими, что самые смелые аналитики заговорили, что повышения ставок в США можно и вовсе не опасаться. Щедрость ФРС и неслыханная щедрость ЕЦБ поддерживают нефтяные цены и снижают риск обвала рубля.

В этих обстоятельствах Россия становится невероятно привлекательной для «горячих денег». Взять в США или Европе практически бесплатный кредит, купить рубли и разместить деньги под высокие российские проценты – такого рода операции приносят очень высокий (по меркам развитых стран) доход. Прошлый пик подобного рода операций в России был достигнут в начале 2008 года.

Вопрос в том, как долго все это продлится и можно ли этим воспользоваться. Следует отметить, что приток «горячих денег» в экономику может быть процессом довольно длительным и самоподдерживающимся. Чем большие объемы денег в этом принимают участие, тем сильнее укрепляется валюта с более высокими ставками, тем выше прибыльность подобного рода операций, что в свою очередь привлекает все новые деньги. При этом спекулянты следят не только за фундаментальными факторами, но и за графиками. Поэтому даже в растущем тренде периодически случаются краткосрочные, но резкие коррекции. Сейчас такая коррекция как раз назрела.

Не следует забывать, что, по сути, сейчас в России строится финансовая пирамида, «мыльный пузырь», который может лопнуть в считанные дни. Но надуваться такого рода пузыри могут годами.

Так что имеет смысл понять, что может развернуть «горячие деньги» и сменить ажиотаж на панику. По сути, ключевую роль будут играть все те же факторы. Обвал нефтяных цен станет для рубля фатальным. При цене 30 долларов за баррель практически гарантированы 100 рублей за доллар. Вероятность такого сценария в последние месяцы стала существенно меньше, но совсем сбрасывать ее со счетов не стоит. Произойти это может летом, после окончательного подписания соглашения с Ираном, особенно если к тому времени ситуация в Йемене и Ливии нормализуется.

Обострения украинского конфликта также исключать не стоит, и возобновление боевых действий может нанести серьезный удар по рублю.

Не следует также забывать, что рубль укрепляется гораздо сильнее, чем растут нефтяные цены. А для российского правительства это означает гораздо более существенное сокращение бюджетных поступлений, чем прогнозируется в обновленном бюджете. Да и про импортозамещение при сохранении нынешних тенденций можно будет только мечтать. Поэтому можно не сомневаться – Банк России постарается несколько остудить ситуацию и уже в конце апреля снизит ставку рефинансирования, сделав рубли более доступными. От того, насколько его действия совпадут с ожиданиями инвесторов, будет зависеть реакция рынка.

Еще одной потенциальной угрозой является Греция. За последние годы греческая драма превратилась в фарс, но и обратная трансформация может произойти достаточно быстро. ЕЦБ сделал максимум для минимизации возможных последствий греческого дефолта, но всего предусмотреть невозможно.

Все это риски, которые могут достаточно быстро развернуть ситуацию на российском рынке, а наличие «горячих денег» будет способствовать гораздо большей нервозности и волатильности рынка в случае обвала. Но риски не всегда реализуются. И если ни один из них не сработает, уже по результатам этого года в стране отток капитала может смениться притоком, а рубль к концу года может оказаться еще дороже, чем сейчас. Пока же можно ориентироваться на коррекционное движение рубля.


Фото Zuma/TASS


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.