В обществе

В обществе Прямая речь

14 АПРЕЛЯ 2015 г.

Максим Блант:

Скандал, разразившийся из-за танца «пчелок», поставленного оренбургской танцевальной студией, вызывает ощущение абсолютного маразма, в которое постепенно погружаются российское государство и общество. Хочется сказать уже всем этим неудовлетворенным и озабоченным дядям и тетям из Следственного комитета, Государственной думы, православных общин и ветеранских организаций: «Хватит уже позориться и заниматься саморазоблачением». Такие у молодых сегодня танцы. Пару десятилетий назад «развратным» казался акробатический рок-н-ролл. Про самбу и говорить нечего. Еще раньше было танго. А рядовые, сержанты и старшины всего Советского Союза с учащенным сердцебиением следили за международными соревнованиями по фигурному катанию. Это не значит, что фигуристы занимались «развратными действиями» на льду. Если аудитория считает танец неприличным, это говорит, прежде всего, о психологическом состоянии аудитории. Так что критикам – к сексопатологу.

Обвинение же в том, что костюмы танцовщиц расцветкой «напоминали георгиевскую ленту» и вовсе абсурдны. Так уж случилось, что раскрасила мать-природа пчел именно в эти цвета. Так что блюстителям общественном морали полезно было бы уже пойти и помастурбировать, чтобы снять распирающее напряжение, а защитникам ура-патриотических символов претензии стоило бы предъявлять господу Богу. Правда, православных это может задеть. А они в последнее время очень легко оскорбляются в своем религиозном чувстве и могут поднять ответный хай.

Анатолий Голубовский, журналист, искусствовед:

Во всей этой истории с «пчёлками» самым интересным кажется поведение пользователей интернета, которые вдруг по совершенно непонятным причинам просмотрели этот ролик в огромных количествах. А также то, что это произошло через три месяца после самого танца, в начале апреля, когда идёт массовая атака на безнравственность и всякие неприличные сценические события. Если бы этот ролик был размещён ещё в январе, то его просмотрело бы несколько тысяч человек. Ничего в нём особенного нет, разве что название «Оренбургские школьницы». Это совершенно неинтересный и бессмысленный интернет-прикол, в Сети есть огромное количество контента гораздо провокационнее, интереснее, прикольнее и сексуальнее.

Но, видимо, российский обыватель сейчас чрезвычайно возбуждён всеми событиями и опасностью захвата сценических подмостков безнравственными людьми. Сегодня же разразился скандал, связанный с постановкой Варвары Фаэр в псковском театре спектакля по пьесе «Баньщик». Тут на режиссёра «стукнули» уже непосредственно актёры, участвующие в постановке: написали письмо Мединскому. Причём понятно, почему не в Следственный комитет, правоохранительные органы и суд уже демонстрировали определённую толерантность, например, к спектаклю «Тангейзер», а Мединский надёжный. Он точно уволит, снимет и примет какие-то ещё меры.

И совершенно непонятно, чем будет заниматься СК в этой истории. Но, с другой стороны, у нас сейчас судят человека в прямом смысле за снятую с забора картинку. Так что очень интересно, чем это дело закончится.

Все эти действия напоминают возбуждение подростка, который в годы советский власти нашёл польский эротический журнал и возбуждается по этому поводу. Вуайеризм и инфантилизм нашего общества просвечивают через все эти истории. Люди безумны, инфантильны, закомплексованы и готовы возбудиться из-за совершенно невинных вещей. Причём инфантильно не только общество, но и институты. А инфантилизм порождает агрессию, инфантильный человек не может взять на себя никакой ответственности, он ищет врагов и тех, кто может его защитить. И это очень тяжёлая ситуация, потому что мир вокруг России взрослый и ответственный. Каждое решение там принимается и обсуждается долго. А поскольку весь мир взрослый и ответственный, то он избегает конфликтов.  

Владимир Шляпников, директор по социальным проектам Фонда Развития Интернет, кандидат психологических наук:

На сегодняшний день у нас нет никаких однозначных доказательств в пользу того, что интернет как-либо негативно или позитивно влияет на психику, поведение и развитие детей. Тем не менее, у психологов есть данные, демонстрирующие, что социальные сети оказывают на подростков определённое социальное давление. И те модели, которые транслируются таким образом, в том числе через YouTube, усваиваются достаточно быстро и воспринимаются как социально одобряемые и социально поощряемые. То есть в данном конкретном случае проблема, оправдывается ли подобное поведение обществом, стоит отдельно, но то, что дети видят в Сети, они действительно воспринимают как «нормальное» и готовы это повторить. Существуют исследования, позволяющие предполагать, что сегодня дети ориентируются на ролевые модели в интернете больше, чем на те, которые видят в реальном мире.

Причём есть очень большой вопрос, можно ли рассматривать этот танец как пример сексуального поведения. Можно ли это отнести это к контенту сексуального характера – вопрос, на который я не готов давать ответ. То, что девочка, увидевшая это, захочет повторить – весьма вероятно, но сложно сказать, повредит ли это её развитию. Если родители согласны с тем, что она может так танцевать, – это нормально, если против, то ничего хорошего из этого не получится. Скорее всего, они в курсе, и их это устраивает, а если они не знали – то это плохо, так как родители не знают, чем занимаются их дети. На самом деле это вопрос относительности культурных норм. Если в семье это принято, то девочка, скорее всего, и так носит короткие юбки, знакома с подобными танцами и так далее. А в семье, где царят строгие нравы, она и не будет им подрожать. Но я не думаю, что участие в чём-то подобном кого-то травмирует.

По большому счёту трансляция этого выступления на широкую аудиторию вообще не предполагалась, на YouTube видео выложил какой-то любитель. И возникает два вопроса: один по поводу самого танца, а второй – по поводу того, как в Сеть попал материал, который совершенно для этого не предназначался, как происходит сейчас очень со многим. И то, что это случилось – совершенно отдельная история.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.