В Кремле

В Кремле Прямая речь

22 АПРЕЛЯ 2015 г.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Во-первых, есть общая политика государства по тому, чтобы ограничивать период пребывания губернаторов у власти. Она выработалась достаточно давно, мы видели, как при разных обстоятельствах «уходили» губернаторов 90-х. Но время идёт, и наступает очередь тех, кто пришёл в начале нулевых. Кремль не заинтересован в том, чтобы губернаторы слишком укоренялись и политически усиливались. Поэтому происходят такие ротации. Недавно речь шла о похожей судьбе кемеровского губернатора Амана Тулеева, но он совершенно не подходит для правительства, поэтому ему дают возможность пойти на новый срок с условием, что за это время он подготовит себе преемника.

Второй момент связан как раз с тем, что таким сильным губернаторам, как Ткачёв, дают возможность назначить себе преемника самостоятельно. Его отставка обсуждалась и готовилась достаточно длительное время, перевод в Москву в Управление делами президентами его заместителя Кондратьева был одним из этапов этого процесса. Среди губернаторов вообще есть разные группы. Одним не дают выбрать преемника, так как федеральная власть ими недовольна. А те, которые себя показали удачно, позволяют назвать того, кто займёт их место. И в этом случае был реализован как раз этот вариант. Он уже был апробирован, когда глава Татарстана Шаймиев назвал Минниханова, или в Амурской области, где Кожемяка ушёл, также назвав следующего главу, а также в ряде других регионов. Так что тут вряд ли будут какие-то неожиданности, понятно, что Кондратьева изберут.

Ткачёв – харизматичный политик. Он пришёл на свой пост ещё в начале нулевых из депутатов Государственной думы, то есть у него был электоральный опыт. У Кондратьева ничего этого нет, это не харизматик и не политик, это чиновник. Так что центр таким образом усилит контроль над Краснодарским краем, несмотря на то, что его главу выберет Ткачёв. Новый губернатор вряд ли будет делать громкие заявления, и вообще он не будет такой же авторитарной фигурой, какой был Ткачёв. Так что влияние Москвы на решения в этом регионе усилится, что важно с учётом географического положения края, который примыкает, пусть и через пролив, к Крыму. Сейчас там будут решаться вопросы, как строить мост на полуостров, и такая фигура, как Кондратьев, центру удобнее. А Ткачёв уже как министр поддержит его, хотя у нас пока не было случая, когда исполняющий обязанности губернатора не избирался бы. Фактически губернаторов назначает Кремль, а население потом это решение утверждает.

Теперь что касается Министерства сельского хозяйства. Николай Фёдоров оказался на должности министра в очень необычной ситуации: санкции, антисанкции, противостояния с Западом. Причём антисанкции оказались очень непопулярны среди среднего класса, но весьма популярны среди россиян в целом. Они не только пробудили патриотические эмоции, мысли о том, что мы сейчас ударим по этой Америке и Европе, покажем им и увидим, как они прибегут и будут извиняться, но ещё и вызвали достаточно серьёзные ожидания, связанные с сельским хозяйством. Такие надежды были у населения последние лет 20: поднимется российский производитель, российский фермер, привезёт на рынок замечательную продукцию, которую раньше не пускали из-за злых иностранцев, эта продукция будет свободна от всяких генно-модифицированных факторов, качественная, идеальная, замечательная и так далее. Поэтому, когда Минсельхоз активно продвигал идею импортозамещения и поддерживал антисанкции, население, в общем и целом, за исключением ресурсных групп, потерявших или сокративших доступ к качественным зарубежным продуктам, это поддерживало.

Но теперь Фёдоров ушёл и сделал это довольно своевременно. Потому что эйфория уходит или уже ушла, и растёт количество вопросов к власти. Пока это не переросло ни в какие протестные действия, но в связи с тем, что идиллическая картинка не складывается, цены растут, в том числе и в связи с уменьшением конкуренции, наступает эффект разочарования, растёт тревожность. И с этим Ткачёву как новому министру предстоит столкнуться. Лимит популярных решений в этой сфере исчерпан, придётся где-то искать деньги и одновременно решать несколько проблем. Село и производители ждут от него повышения государственной поддержки и снижения налогов, но на пути этих решений встает Минфин. Они отвечают за бюджетную стабильность, и им надо сокращать расходы и увеличивать прибыли. А Минсельхоз тут далеко не самый привилегированный участник процесса. Они существенно уступают, например, оборонно-промышленному комплексу, не говоря уже о прямых выплатах силовикам. Так что бюджет вряд ли позволит сократить налоги.

Кроме того, Ткачёв – человек достаточно авторитарный, другой не смог бы управлять регионом столь длительное время, особенно на юге России. А теперь ему придётся работать в других условиях, где он – один из многих министров, и вряд ли ему удастся изменить правила этой игры. Так что, хотя с его приходом связаны определённые ожидания, они могут оказаться завышенными. Можно вспомнить советский опыт, когда директора ведущих заводов и крупнейших предприятий страны критиковали бюрократию за её неэффективность. Но когда министром назначался один из таких директоров или секретарь обкома, то в очень короткие сроки оказывалось, что изменить ничего не удаётся, и они становились объектом критики со стороны тех же самых директоров и секретарей.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.