В обществе

В обществе Прямая речь

28 АПРЕЛЯ 2015 г.

Варя Горностаева, главный редактор издательства «Corpus»:

Скорее всего, после 9 мая «Маус» на полки вернут. Некоторые могут сделать это и раньше. Они были бы готовы вернуть его и сегодня, просто кто-то хочет сохранить лица, сделать вид, что это было его независимым решением и так далее. Но пока что на сайтах этих магазинов и следа «Мауса» не найти, хотя ещё вчера он там был.

Вся эта история является смесью глупости, дремучести и трусости. У кого-то преобладает один из этих ингредиентов, у кого-то другой. Просто книготорговцы решили «не связываться», потому что какие-то люди действительно ходили по магазинам и шерстили там, например, в историческом отделе. И руководство просто убирало всё, что имело свастику на обложке. Не то, чтобы кто-то открывал книгу и читал её, всё определялось символикой на обложке. Заодно вспомнили про «Мауса», где видна свастика, и то, что она совершенно «игрушечная», с Гитлером-котом, никого не остановило. На всякой случай убрали и это. А если бы кто-то заранее предполагал, что из этой истории разгорится такой страшный скандал, практически международный, что сегодня все мировые газеты выйдут с этой новостью, то они бы дважды подумали. Но ни у кого не хватает мозгов просчитать хотя бы на один шаг вперёд.

Истерия, из-за которой это произошло, продлится столько, сколько длится весь абсурд, в который мы сегодня погрузились и в котором живём. Нагнетание ведь происходит на всех фронтах. Достаточно взять безумное празднование Дня Победы, когда забыто само слово «память». Во всём мире этот праздник – День Памяти, а у нас – день бряцания непонятно чем. И уйдет это только тогда, когда мы вернём себе человеческий облик. А это, по всей видимости, займёт много времени. Потому что нынешняя вспышка, несомненно, затухнет, но потом начнётся другая, в зависимости от времени года и от степени обострения.

Лев Рубинштейн, поэт, публицист:

Тут есть два плана, один – более поверхностный, другой – более глубинный. Поверхностный заключается в том, что мы давно знаем: гораздо страшнее установителей всех запретов и правил их исполнители. Потому что они, во-первых, как правило, идиоты, а во-вторых — часто перебарщивают в своём желании послужить, и начальство их даже иногда одёргивает, чтобы выглядеть на таком фоне более прилично. Люди, которые устанавливают цензуру сами для себя, были всегда, я их видел всю мою жизнь.

Второй план, более глубинный и содержательный, связан с тем, что современная российская власть не любит и боится нормального конвенционального представления о фашизме и антифашизме. «Маус» – одно из самых популярных изданий антифашистской направленности по всему миру, но нашим властям такие книжки не нравятся, потому что они оказываются также и про них самих. А они сами решают, кто тут фашист, а кто нет, у них своя версия и своя мифология. Как говорил Геринг: «Я сам решаю, кто еврей, а кто нет». 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.