В экономике

В экономике Прямая речь

13 МАЯ 2015 г.

Александр Хандруев, экономист, вице-президент Ассоциации региональных банков:

До тех пор, пока не удастся диверсифицировать оказание услуг, пока не удастся ликвидировать монополии, такое продолжит происходить. Чем более конкурентная среда и чем жёстче антимонопольное законодательство, тем лучше для потребителей, нарушения сейчас проистекают именно из-за недостаточно развитой конкуренции. Злоупотребления всегда рождаются в результате концентрации власти, полномочий и возможностей в одном месте.

Очень важно вести последовательную работу там, где государство действительно должно быть сильным: необходимо не зажимать деловую инициативу, а, наоборот, препятствовать росту монополий — это сейчас основная задача, стоящая перед государством. А отнюдь не попытки регулировать цены или ограничивать возможности для бизнеса. Как только государство начинает ограничивать, злоупотребления сразу усиливаются, это естественная реакция.

Конечно, когда создаются новые возможности для малого бизнеса, какие-то злоупотребления неизбежны. В первую очередь они происходят из-за того, что людей никуда не пускают. Попробуйте войти в торговую сеть, сдать молоко на молочный комбинат самостоятельно, а не через перекупщиков — всё испортится задолго до того, как вам удастся чего-то добиться. И надо знать, где находятся такие «узкие места», и последовательно их «расшивать».

В центре Рима или Парижа напитки или жевательная резинка могут стоить дороже на 5-10%, чем в отдаленных от центра районах, и это нормально. Там никто не устанавливает цены насильно, они складываются естественным образом. Это происходит в силу того, что есть рыночная дисциплина, конкурентная среда и жёсткое антимонопольное регулирование. Потребитель «стучит» — например, в США потребитель финансовых услуг знает телефоны, по которым он может позвонить, если в каком-то банке или страховой компании видит нарушения. Надо использовать административный ресурс, но при этом знать меру, понимать, где такие действия принесут пользу, а где сработают с точностью до наоборот. Лет пять назад был принят закон о торговле, который фактически дает полную свободу сетевым компаниям, поэтому мелкие магазины сразу стали закрываться. Теперь эти компании могут позволить себе такие вот нарушения.

Владимир Волков, экономический обозреватель:

Если производитель может заливать в творог или сметану более дешёвое пальмовое масло, то он будет это делать вне зависимости от того, есть ли санкции, сговоры и так далее. То, что пальмовое масло активно используется в нашей пищевой промышленности — ни для кого не секрет, просто раньше на это не обращали внимания. Это началось не в этом году, не в прошлом и даже не десять лет назад. В 2003 году была смешная история, возможно — байка, но в ней немало правды. Россия продала Индонезии самолёты Су, за которые Индонезия расплатилась не деньгами, а пальмовым маслом. Объёмы были огромными, сырьё пошло в кондитерскую промышленность, которая быстро к нему адаптировалась, закупая соответствующее оборудование. Тогда и произошёл «квантовой скачок» в нашей кондитерской промышленности, после которого животные жиры начали активно замещаться, даже на уровне технологического оборудования, более дешёвыми растительными жирами. А они хуже плавятся и, как говорят врачи, страшно вредны для наших нежных организмов.

Однако какой стимул у производителей возвращаться к былому, опять переоборудоваться? Сырье более дешевое, от контролирующих органов никаких нареканий, покупатели рады, поскольку им предлагают на вид тот же продукт, который в несколько раз дешевле. Большая часть населения России небогата и с радостью воспринимает такие товары. Если вспомнить историю сливочного масла на Руси, то его бодяжили ещё при царе. В этом смысле ничего не меняется столетиями.

Может быть, сейчас начали проверять сети и этот факт вылез на поверхность. Теперь ФАС в очередной раз должна оправдать своё существование, продемонстрировать, что ведётся работа, которая призвана обеспечить российским потребителям более сладкую и здоровую жизнь. Они попроверяют, сети заплатят штрафы или сбросят цены, а потом всё это заглохнет. И все как покупали творог с пальмовым маслом, потому что он дешевле, так и будут покупать.

Идентифицировать такие продукты вне лаборатории очень сложно. Например, творог нужно положить на язык, и если чувствуется какой-то привкус, то, наверное, там есть пальмовое масло. Или если вы режете сыр, а он очень жёсткий или сильно крошится, тоже велика вероятность наличия пальмового масла. Но как понять, сильно сыр крошится или не очень? Рядовому обывателю, скажем, такому, как я, это сложно определить. А в лабораторию молочный продукт в нашей стране не понесёт никто. Главная характеристика товара для подавляющего большинства российских покупателей — цена. Соответственно более дешёвые продукты будут покупаться и производиться.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.