В обществе

В обществе Прямая речь

26 МАЯ 2015 г.

Сергей Пархоменко, журналист, общественный деятель:

Ущерб будет колоссальный – это факт. Фонд «Династия» создал целую отрасль российского книгоиздания. Причём штука не в том, что он помог издать какое-то количество книжек, которые не были бы изданы, потому что они не прибыльные. Штука в другом: этот фонд ввёл в российское книгоиздание понятие лонгрида, то есть книги, которая не окупается через минуту, но которая просто «должна быть». Есть целый пласт таких книг, которые просто должны быть на полках наших книжных магазинов, библиотек и так далее, начиная с «Происхождения видов» Дарвина и заканчивая огромным количеством современной литературы, например, Докинзом, Джаредом Даймондом и так далее. Эти книги очень трудно издавать любому издательству, потому что они продаются долго. В конечном итоге с ними всё будет хорошо, тираж разойдётся, но никакое издательство — ни независимое, ни даже крупное — не может позволить себе столько ждать. И именно содействие Зимина позволило выпустить такие книжки на российский рынок в массовом масштабе.

Сегодня у себя в «Фейсбуке» я опубликовал огромный список книг и авторов, которые были номинантами премии «Просветитель». Это не те книги, которые помогал издать Зимин, это те книги, которые стали выходить благодаря тому, что это вообще стало возможным. Некоторые получали поддержку непосредственно от «Династии», некоторые – нет, но именно этот фонд создал условия для возникновения целого пласта литературы. Премия «Просветитель» вообще создала российскую научно-популярную литературу. Когда-то была советская, но она безвозвратно умерла, а Зимин смог вернуть эту сферу обратно и сделать так, что научно-популярная и просветительская литература в России не вся переводная, существенная её часть написана российским автором на русском языке для российского читателя. Это сделал возможным именно Зимин.

Причём важно не только то, что фонд «Династия» выдавал деньги, но и то, что это фонд создал сложнейшую и очень эффективную систему оценки, хотя об этом мало кто говорит. 95% так называемых научно-популярных книг, выходящих в мире, – это полная ахинея, и только 5% достойны того, чтобы их издавать и читать. И именно фонд «Династия» создал механизм рецензирования, необходимый для того, чтобы выявить эти 5% книг и авторов. Это всё делали в таком масштабе только они, и это будет потеряно безвозвратно, никто их в этой нише не заменит.

А вторая сторона – это помощь студентам, аспирантам, учёным. Зимин и его фонд были одной из последних ниточек, которые привязывали многих лучших российских молодых исследователей к России. И теперь одной ниточкой, одним аргументом против отъезда будет меньше. 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.