В погонах

В погонах Время «Мистралей» закончилось. Даже не начавшись

27 МАЯ 2015 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

Моряки хорошо знают: есть корабли, несчастливые с момента закладки. С ними всегда случаются аварии и катастрофы. Даже случайное соприкосновение с таким кораблем грозит неприятностями. В справедливости такой теории только что убедился высокопоставленный российский чиновник, заместитель председателя военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев. Черт его дернул рассуждать о судьбе злосчастных «Мистралей» в беседе с журналистами в ходе конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса», проходившей в Татарстане. Отвечая на вопрос о судьбе вертолетоносцев, зампред ВПК заявил, что отказ России от кораблей уже «свершившийся факт», и подчеркнул, что остался только один вопрос — «о сумме денег, которые должны быть возвращены РФ».

Россия после отказа от вертолетоносцев типа «Мистраль» планирует строить десантные корабли, но другого класса — цели скопировать французский образец нет, заявил все тот же Бочкарев. «У нас такие корабли запланированы, они у нас в проекте, но мы их строили по другому классу, у нас другая идеология высадки десанта. Цели скопировать "Мистраль" нет», — сказал он журналистам.

Новость об окончательном отказе России от «Мистралей» мгновенно разлетелась по СМИ. Реакция с вершин власти последовала незамедлительно. Как сообщил некий очень информированный источник, вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил своему заму строгий выговор. Более того, он поручил разработать регламент общения с прессой, по которому давать комментарии его подчиненные смогут только с личного разрешения председателя комиссии. Оказалось, что Бочкарев, высокопоставленный чиновник в системе оборонно-промышленного комплекса, совершенно некомпетентен. К переговорам по «Мистралям» никакого отношения не имел, занимаясь исключительно техникой Сухопутных войск и ВДВ.

Думаю, откровения Бочкарева каким-то образом нарушили российскую стратегию на предстоящих переговорах с Францией. Известно, что Россия настаивает на компенсации за разрыв контракта в размере 1,163 миллиарда евро, французы же предлагают куда меньшую сумму — 784 миллиона. При этом Москва утверждает, что готова взять и сами «Мистрали» (проблема возникла, когда французы отказались передавать первый из вертолетоносцев после аннексии Крыма и действий России на юго-востоке Украины).  

Но следует признать: наказанный Бочкарев сказал сущую правду. Вертолетоносцы типа «Мистраль» действительно не нужны сейчас России. Их время кончилось, не начавшись. Решение о закупке «Мистралей» принималось в момент, когда встал вопрос о новой военно-морской стратегии для России. Дело в том, что корабельный состав наших ВМФ — это фактически остатки советского военного флота. Главной задачей которого было обеспечение функционирования атомных подводных лодок. Стало быть, флот был ориентирован на нанесение ядерного удара по США и на уничтожение авианосных группировок потенциального противника. Сохранять эти боевые задачи и одновременно заявлять о партнерстве с Западом было не слишком удобно.

К тому же выяснилось: существующие десантные возможности флота, ну, никак не соответствуют потребности в быстром реагировании. Морская пехота Черноморского флота должна была принять участие в войне с Грузией. Но она грузилась на десантные корабли все те пять дней, пока длился конфликт…

«Мистрали» воплощали другую философию войны на море: способность к глобальной проекции силы, проведению операции по освобождению заложников, экстренной эвакуации своих граждан с территории страны, охваченной беспорядками, борьбе с пиратами. Неслучайно Бочкарев говорил о различных концепциях десантирования. «Мистрали» обеспечивают быструю высадку ограниченных сил с вертолетов, чтобы десантники в кратчайший срок выполнили задачу и ушли. Советская же концепция десанта предполагает участие в широкомасштабной операции. Высадку с моря на бронетехнике, захват плацдарма, который надо удерживать до подхода «главных сил» — то есть все, что входит в сценарий большой войны…

Но теперь Россия вернулась к военной конфронтации с США и НАТО. А с ней вернулись и старые задачи ВМФ. Ну и зачем теперь всякие новомодные глупости с «проекцией силы»?



Фото: Франция. Сен-Назер. 27 ноября 2014 года. Универсальный десантный корабль ВМФ России "Севастополь" класса "Мистраль" в порту Сен-Назер. Мишель Плассар/ТАСС



Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.