Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

11 ИЮНЯ 2015 г.

Юрий Черноморец, религиовед (Киев):

Присутствие на поместном соборе УАПЦ епископа УПЦ МП Варсонофия — жест доброй воли. Таким образом УПЦ МП желала показать, что относится к УАПЦ лучше, чем к УПЦ КП. Во-первых, УАПЦ не забирает храмов, хотя тут причина скорее не в доброй воле УАПЦ, а в том, что из УПЦ МП никто не хочет переходить в УАПЦ. Во-вторых, новое руководство УАПЦ больше нравится всем церквам в Украине, оно более прагматичное и предсказуемое, чем старое.

Прозвучавшее предложение о возобновлении диалога между УПЦ МП и УАПЦ было продиктовано естественным желанием отвлечь УАПЦ от объединения с УПЦ КП. Впрочем, митрополит Макарий, избранный на соборе предстоятелем УАПЦ, объединение с УПЦ МП допускает только в том случае, если митрополит Онуфрий и епископат УПЦ объявят о разрыве с Московской патриархией. Если в 2008-2009 годах речь могла идти о вхождении УАПЦ как автономной митрополии в УПЦ МП, то сегодня это невозможно. Решившихся на такое епископов и священников верующие УАПЦ мгновенно изгнали бы, поскольку имидж УПЦ в этой среде резко отрицательный. И трудно себе представить, чтобы Москва санкционировала присоединение УАПЦ к УПЦ МП — с сентября 2013 года взят курс на сохранение УПЦ МП при полном отказе идти навстречу украинским реалиям. УПЦ МП впадает в фундаментализм, который даже жестче московского, и всякие либеральные и украинофильские проекты заморожены, в том числе запрещено демонстрировать открытость по отношению к другим украинским церквам. И то, что для УАПЦ сделали исключение и заявили о возможных переговорах, никак не может изменить общей политики крайнего консерватизма, которая не предполагает единения с «раскольниками».

На соборе УАПЦ речь шла только о возможном присоединении к Константинопольскому патриархату на условиях автономной митрополии. Но рассматривать украинский вопрос патриарх Константинопольский согласен только в случае единства УПЦ КП и УАПЦ. Потому УАПЦ или будет существовать самостоятельно, или УПЦ КП и УАПЦ воссоединятся.

Объединительный процесс не будет легким. В процессе переговоров УПЦ КП и УАПЦ вспоминают старые и новые обиды, хотя потом и находят разумный компромисс. Покойный глава УАПЦ митрополит Мефодий боялся компромиссов и даже после согласия на уступки всегда отказывался от своих слов и обещаний. Новое руководство УАПЦ более конструктивно, прагматично, способно придерживаться достигнутых соглашений. Патриарх Филарет тоже стал мягче и вместе с воспитанным им лично прекрасным поколением молодых епископов УПЦ КП действительно ищет путей к полному согласию.

Основным препятствием будут нереализованные амбиции целого ряда архиереев УПЦ КП и УАПЦ, которые хотят, чтобы объединительный процесс происходил после отставки или смерти патриарха Филарета, а не сегодня — тогда у них были бы шансы занять высокие посты. Но подавляющее большинство епископов УПЦ КП и наиболее влиятельные епископы УАПЦ настроены в целом конструктивно.

Препятствием также могут стать планы ряда инициативных священников и мирян любой ценой развивать УАПЦ. Такие идеи пока что господствуют в кругах близких к семье бывшего патриарха Димитрия Яремы, в Братстве Андрея Первозванного. Но все эти люди все же ориентированы на мнение Вселенского патриарха Варфоломея, а он однозначно высказался о недопустимости дальнейшего разделения между УПЦ КП и УАПЦ. Патриарх Мстислав когда-то сказал: «Главное, чтобы мы сами себя признали». Теперь эта установка была бы иной: «Главное, чтобы православные патриотичные украинцы сами были едины». 

Президент, правительство, Верховная рада придерживаются той позиции, что права верующих нерушимы, а всякое давление неприемлемо, даже если бы от него была польза для общества, самих церквей и государства. Когда местная власть отказывалась освобождать общины УПЦ МП от налога на землю в Киеве, а УПЦ КП и УГКЦ в Одессе, то налог на землю для религиозных организаций был отменен вообще. Самое большее, что власть может себе позволить — это проводить консультации с УПЦ КП и УАПЦ. Но эти консультации пока не настолько интенсивны, чтобы быть заметными для общества. Позиция власти, по крайней мере в центре, одна: церкви должны сами осознать историческую ответственность за свою деятельность или бездействие. Руководство УПЦ КП и УАПЦ чувствуют себя связанными как историческими обстоятельствами, которые требуют единства, так и позицией общества, которое желает единства УПЦ КП и УАПЦ. Касательно же объединения с УПЦ МП, то тут настроения уже другие, потому что некоторые священники УПЦ КП не хотят единства с УПЦ МП, даже если она объявит автокефалию. Дискредитация УПЦ МП в глазах патриотически настроенного священства УПЦ КП, УАПЦ, и даже самой УПЦ МП, достигла критической черты. Поэтому пока ни власть, ни общество не будут ждать от УПЦ МП присоединения к объединительным процессам. Право участвовать в будущей единой Церкви УПЦ МП еще должна будет заслужить.


Борис Кнорре, религиовед:

В последнее время патриарх Кирилл стал более сдержанно высказываться относительно ситуации на юго-востоке Украины. Ещё в августе он выступил с речью, в которой фактически поддержал действия ополченцев, пусть и косвенно, и вообще в 2014 году никаких шагов для сдерживания таких настроений не предпринималось. Например, в Петербургской епархии был переведён на более отдалённый приход священник Николай Савченко, призывавший к миру на Украине.

Но в 2015 году позиция священноначалия стала несколько меняться в сторону того, чтобы не допускать крайней милитаризации, излишне резких высказываний и действий в этом направлении. Например, в той же Петербургской епархии был подвергнут санкциям дьякон Шульженок, уже за проповедь конфликта. А в Екатеринбурге местный митрополит Кирилл (Наконечный) отстранил от служения, хотя потом снял запрет, священника Владимира Зайцева, поддерживавшего екатеринбургское движение «За Новороссию». Эти два случая демонстрируют, что священноначалие не готово открыто поддерживать конфликт и будет сдерживать рядовых священников, если те станут проявлять слишком большую ретивость в этом вопросе.

В принципе, среди низового духовенства можно выделить, говоря образным языком, «партию войны», но в этом году появились попытки таких людей ограничить. При этом в риторике самого патриарха Кирилла особенных изменений как в отношении Украинской православной церкви Киевского патриархата, так и в отношении Украинской автокефальной православной церкви лично я не замечаю.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.