Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

15 ИЮЛЯ 2015 г.

Владимир Дворкин, генерал-майор в отставке, бывший начальник 4-го ЦМИ Министерства обороны:

Пока что вопросов очень много. Есть понятные вопросы, связанные, например, с тем, что Ирану вообще не должно быть нужно такое количество ядерного топлива. И хотя всё будет под контролем и все возможности для обогащения урана до более высоких уровней перекрыты, есть сомнения в том, насколько устойчивым будет это соглашение.

Нет никакой информации, куда именно будут допущены инспекторы МАГАТЭ. Ко всем объектам, как это было предусмотрено дополнительным соглашением 1997 года, или нет?

Если Иран решит официально выйти из договора и использовать имеющийся у него потенциал для создания оружейного урана, то, согласно оценкам, ему понадобится около года, чтобы наработать достаточно урана для одного ядерного заряда.

Сергей Цыпляев, президент фонда "Республика":

Подписание этого соглашения – прежде всего достаточно серьёзный шаг в историческом развитии. Со стороны Соединённых Штатов речь о том, чтобы всё-таки сделать этот шаг, звучала давно. Вашингтон предлагал сценарий наподобие того, который ранее американцы реализовали в отношении Китая, совершив достаточно решительный прорыв в установлении политических и прочих отношений. Надо сказать, что это получилось.

Но отношения с Ираном – это «долгая дорога». Потому что это историческая империя, напирающая на свои долгие культурные традиции, считающая себя сверхдержавой и требующая соответствующего места в мире. Кроме того, Иран – один из центров противостояния суннитов и шиитов, опорное государство шиитов по всему миру. Поэтому оно постоянно находится в состоянии борьбы и в положении «осаждённой крепости». Всё это, естественно, толкает Иран в сторону милитаризации, способствует появлению у них желания быть сильными, противостоять окружающему суннитскому миру и так далее.

Поэтому рассчитывать на то, что всё будет всегда получаться – трудно. В самом иранском обществе тоже идёт достаточно серьёзная внутренняя борьба. Но всё-таки можно надеяться хотя бы на то, что постепенно будет снижаться уровень напряжённости в отношениях между Ираном и развитым, западным миром, хотя в мусульманском мире конфликты будут скорее обостряться.

Проблема с контролем над ядерным вооружением вообще стоит достаточно остро. Мы понимаем, что «ядерный клуб» периодически расширяется, и остаётся только признать, что «да, это происходит». Но переговоры с Ираном демонстрируют, что у государств, составляющих этот клуб, всё-таки есть определённая решимость в том, чтобы добиться соблюдения режима нераспространения. Иран, конечно, прожил тяжелейшие годы в условиях блокады, которые очень тяжело на нём сказали. До сих пор в иранском обществе многие не отказались бы от появления у них ядерного оружия.

Кроме того, недавно большой удар по режиму нераспространения был нанесён украинской историей. Самая большая проблема для «ядерного клуба» - распад страны, обладающей ядерным оружием. В своё время, после конца Советского Союза, Украина оказалась страной, обладавшей четвёртым ядерным арсеналом в мире. И США, которые сначала публично выступали против самого распада СССР, после этого события предприняли громадные усилия по выкручиванию рук Киеву, пользуясь и «кнутом», и «пряником», с тем чтобы Украина полностью передала своё оружие России в обмен на гарантии безопасности и нерушимости границ. Но теперь мы видим, до какой степени державы способны выполнять свои гарантии. После этого для многих стран появился сильный соблазн считать, что единственной возможной гарантией является ядерное оружие.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.